Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Как всемирно известный ювелир Графф уничтожил исторический бриллиант Виттельсбах

11 декабря 2023
Украшения с историей zen.yandex.ru

Итак, всё началось уже нехорошо.

4 ноября 2008 года Christie's выставил на продажу уникальный голубой бриллиант Виттельсбах, Der Blauer Wittelsbacher, 360-летнюю реликвию испанских, австрийских и баварских королей. Когда продают такие вещи, остаётся только молиться, чтобы с ними ничего не произошло.

Резонанс, естественно, был колоссальный. Бриллиант Виттельсбах включал в себя всё, что делает драгоценность знаковой: установленное королевское происхождение, собственную долгую историю, исключительную красоту и оригинальное состояние.

Глава международного ювелирного отдела Christie's Франсуа Кюриэль назвал Виттельсбах бриллиантом «музейного качества». Возможно, он намекал музеям на его приобретение, но, к сожалению, не преуспел.

Геммологический институт Америки (GIA) сертифицировал Виттельсбах как фантазийный тёмно-серо-синий бриллиант с чистотой VS2. Говоря простым языком, Виттельсбах имел красивый серо-голубой цвет, но не был максимально прозрачным.

На момент продажи бриллиант весил 35,56 карата или 7,12 грамма, размеры: диагональ 24,40 мм, высота 8,29 мм. Огранён был нетипичной подушкой, однако такая огранка максимально раскрывала красоту алмаза, который современники считали одним из самых сверкающих.

На протяжении веков бриллиант, конечно же, менял оправу. Его носили в коронах, орденах и брошах. Из-за постоянных перемещений на камне появились царапины и даже небольшие сколы, следы его истории, всего 25 отметин. Именно в них и заключалась его историческая ценность.

Виттельсбахом сразу же заинтересовался лондонский ювелир-миллиардер Лоуренс Графф, специалист по фантазийным алмазам (если помните, фантазийными называют цветные камни). С разрешения собственника и устроителей аукциона он осмотрел бриллиант. «… я пришел к выводу, что это один из самых редких камней, которые я когда-либо видел», сообщил Графф. Естественно, он сразу же решил приобрести раритет, причём, как позже выяснилось, с самыми гнусными целями.

10 декабря 2008 года состоялись торги. Бриллиант Виттельсбах фигурировал на них как лот 212 с оценочной стоимостью 9 миллионов фунтов стерлингов.

С Лоуренсом Граффом конкурировала группа неназванных россиян. Граффу удалось перебить все ставки. Фирма Graff купила Виттельсбах за 16,4 миллиона фунтов стерлингов (24 311 191 долларов). Итоговая стоимость камня почти вдвое превзошла оценочную. На тот момент это была самая большая сумма, когда-либо уплаченная за алмаз за всю историю проведения торгов.

И опять ювелир поступил, как варвар.

С самого начала Лоуренс Графф планировал выровнять поверхность бриллианта и удалить исторические отметины. Он считал, что огранка XVII века для XXI-го слишком несовершенна, а недостатки мешают увидеть всю красоту алмаза. Естественно, при переогранке вес становится меньше, но Графф рассчитывал улучшить чистоту и цвет, самые главные характеристики драгоценных камней. Он пообещал, что Виттельсбах «вернется на рынок более красивым камнем».

К делу приступили сразу три опытных огранщика, таких же беспринципных, как их работодатель, и к 7 января 2010 года завершили обработку. Бриллиант стал весить всего 31,06 карата или 6,21 грамма, потеряв более 4,45 карат (около 890 миллиграммов), зато приобрёл безукоризненную уникальную овальную звездную бриллиантовую огранку.

Отныне камень может похвастаться идеальным тёмно-синим цветом с оттенками чёрного и безупречной прозрачностью. Тот же Геммологический институт Америки снова сертифицировал его, уже как натуральный фантазийный тёмно-синий внутренне безупречный бриллиант. Это высшая характеристика.

бриллиант после переогранки

Решение Граффа переогранить исторический бриллиант было очень спорным, его не приняли ни коллеги ювелира, ни эксперты, ни обычные граждане.

Директор Немецкого исторического музея в Берлине и эксперт по истории драгоценных камней Ханс Оттомейер сравнил переогранку Виттельсбаха с перекраской картины Рембрандта и заявил, что камень «больше ни в каком смысле не является Виттельсбахом».

Габриэль Толковский, один из самых известных огранщиков мира, ювелир в шестом поколении, назвал решение Граффа «концом культуры».

В общем-то можно смело сказать, что исторический камень был уничтожен Лоуренсом Граффом.

Между тем ни сам ювелир-миллиардер, ни его единомышленники не увидели в таких действиях никакого вандализма.

«Я решил, что создавать красоту или акты красоты - это не грех. Все, что мы сделали, это удалили пятна, и теперь это настоящее совершенство. Это самый замечательный бриллиант, который можно держать в руке. В нем есть самое невероятное ощущение - волшебное ощущение. Нам удалось выявить истинный цвет камня без изменения огранки или формы», сказал Лоуренс Графф.

Его сын Франсуа сравнил переогранку с реставрацией бесценной картины. «Если бы вы обнаружили шедевр Леонардо да Винчи продырявленным и покрытым грязью, вы бы захотели его починить. Мы аналогичным образом очистили алмаз и восстановили повреждения, нанесенные за эти годы».

Лоуренс Графф изменил и имя камня. В маркетинговых целях ювелир добавляет к имени любого обработанного у него алмаза свою фамилию. Поэтому Виттельсбах стал называться Виттельсбах-Графф, Wittelsbach-Graff.

Плод своих трудов компания Graff выставила в Смитсоновском музее естественной истории в Вашингтоне вместе с другим историческим синим бриллиантом – Надеждой (Хоуп). Выставка проходила с января по август 2010 года.

Всё это время ювелир-миллиардер намекал, что мог бы передать Виттельсбах-Графф в Лондонский музей естественной истории. Эксперты полагали, что в противном случае бриллиант останется в коллекции компании Graff.

Однако внутренний торговец драгоценностями Лоуренса Граффа, очевидно, победил художника и решил идти до конца на поприще преступлений против истории.

В июне 2011 года Graff продала уникальный бриллиант шейху Хамаду Бен Халифе Аль Тани, в то время эмиру Катара. Сумма сделки не разглашалась, но, по прикидкам экспертов, составляла не менее 80 миллионов американских долларов. Бриллиант вставили в мужской перстень. Полностью достоверного изображения этого грандиозного ювелирного изделия найти не получилось.

Отныне нам остаётся только следить за новостями, в которых будет фигурировать шейх или его семейство, чтобы хоть как-то увидеть камень, который по праву принадлежит всему человечеству как часть нашей общей истории.

Анри Баргирджян, президент и генеральный директор компании Graff, рассказал, что Лоуренс Графф после победы на аукционе назвал Виттельсбах «вершиной своей карьеры». Трудно представить себе более неадекватную вершину карьеры ювелира – изменение исторической драгоценности и содействие её исчезновению в частной коллекции, из которой вряд ли есть обратный путь.

Не знаю, с какой целью старались приобрести Виттельсбах наши соотечественники. Хотелось бы верить, что они планировали подарить его Алмазному фонду, но поскольку ранее таких широких жестов за нашими нуворишами не наблюдалось, скорее всего, уникальный бриллиант всё равно оказался бы в личном собрании какого-нибудь толстосума, хотя, возможно, не потерял бы исторического внешнего вида.

Источник: zen.yandex.ru
Читайте также
Что связывает  Дональда Трампа и Карла Фаберже?
Интересное
Что связывает Дональда Трампа и Карла Фаберже?
15 ноября 2024
Редакция
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом