Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Ирис ван Херпен: скульптурирование чувств

10 октября 2023
Редакция

Выставка «Ирис ван Херпен: скульптура чувств», проходящая в Музее декоративного искусства (Париж), отдает дань уважения одному из самых дальновидных модельеров. Пионер в использовании новых технологий в своей области, Ирис ван Херпен выходит за рамки традиционных норм одежды, одновременно используя как традиционное мастерство от кутюр, так и инновационные методы.

Сёльве Сундсбё для Ирис ван Херпен. Топ Hypersonic Speed , коллекция Capriole . 2018 г. Частная коллекция Ирис ван Херпен © Все права защищены.

От микро до макро выставка ставит под сомнение место тела в пространстве, его связь с одеждой и окружающей средой, а также его будущее в быстро меняющемся мире. Подборка из более чем ста произведений высокой моды, созданных Ирис ван Херпен, в диалоге с произведениями современного искусства таких художников, а также  предметы из сферы естественных наук, такие как скелеты и окаменелости, создают уникальный резонанс с историческими произведениями.

Ирис ван Херпен, Ансамбль № 11, Коллекция «Кристаллизация» , Нидерланды, 2010 г.

Лиф из полиамида, напечатанный на 3D-принтере, и юбка из кожи, украшенная акриловой бахромой. Инв. 2018.43.1.1-2

© Les Arts Décoratifs / фото: Жан Толанс

Ирис ван Херпен родилась в 1984 году и выросла в деревне Вамель (Нидерланды). После периода становления с Александром Маккуином и Клоди Йонгстрой в 2007 году она основала Maison Iris van Herpen в Амстердаме, сочетая тонкости мастерства с новаторским духом инноваций, разделяя свою практику и открывая ее для множества других дисциплин. Четыре года спустя она присоединилась к Chambre Syndicale de la Haute Couture в Париже.

2010 год стал переломным в ее карьере: она представила свое первое 3D-печатное платье «Кристаллизация». Коллекция в настоящее время хранится в Музее декоративных искусств, Париж. В образе культового произведения, созданного в сотрудничестве с Даниэлем Видригом и компанией Materialize, Ирис ван Херпен рассматривает моду как междисциплинарный язык и динамическую сущность, результат перекрестного опыления различных областей: искусства, химии, танца, физики, архитектуры, биологии, дизайна и технологий. Сотрудничая с творческими людьми и мыслителями всех мастей, она стремится бросить вызов нашим представлениям о высокой моде. Осознавая проблемы своего времени, в течение последних нескольких лет она отдавала предпочтение экологически ответственным методам производства, о чем свидетельствуют некоторые творения, изготовленные из переработанного пластика или какао-бобов, напечатанных на 3D-принтере. В 2012 году Гронингерский музей посвятил ее работам первую крупную выставку. 

Роган Браун, «Крылья падшего ангела» , 2014 г.

© Роган Браун Арт

Приверженность Ирис ван Херпен медленной и вдумчивой моде позволяет ее междисциплинарному подходу преодолевать границы, вдохновляя на переосмысление наших отношений с модой и расширяя сферу воображения.

Эта ретроспектива, посвященная ее уникальному подходу, организованная вокруг девяти тем, раскрывает суть ее творчества, объединяя моду, современное искусство, дизайн и науку. Открывает выставку тема воды и истоков жизни, вездесущая в творчестве дизайнера. Ее последняя коллекция под названием Carte Blanche, представленная в этом пространстве, является диалогом с работой Дэвида Сприггса Origins, буквально приглашая посетителя погрузиться в водную вселенную дизайнера. Вода также затрагивается с точки зрения масштаба необъятности океана с волной, реализованной Collectif Mé. Особое пространство раскрывает невидимую невооруженным глазом природную среду, представленную еще в XIX веке .века в иллюстрациях Эрнста Геккеля или в замечательных стеклянных моделях Леопольда и Рудольфа Блашки. Работы Рена Ри и Томаша Либертиньи, созданные пчелами, контрастируют с хрупкими бумажными работами Рогана Брауна.

Луиджи и Янго для Iris van Herpen, Skeleton Dress, в сотрудничестве с Isaie Bloch, коллекция Capriole , 2020

Частная коллекция Ирис ван Херпен

© Все права защищены.

Тему скелета открывает платье "Скелет", перекликающееся с гибридным скелетом работы японского художника Хэйширо Исино. Место тела также присутствует в центре органических и архитектурных сетей, представленных посредством платья, метафоры готического собора, а также готического кабинета Ферруччо Лавиани и документального фильма Яна Артюс-Бертрана и Майкла Питио под названием «Терра», призванный защищать жизнь и взаимосвязь между экосистемами. 

Далее посетителям предлагается покинуть физическое измерение своего тела, чтобы исследовать сенсорный мир и с помощью фотографий Тима Уокера и скульптуры Мэтью Харрисона. Наконец, тени мифологии вокруг темы медузы, созданной Филиппом Бисли, вступают в диалог с работами Кейт МакГвайр, EcoLogicStudio и фрагментом самурайских доспехов. 

В следующем разделе, посвященном новой природе, инсталляция Бисли «Живые тени» оживает как производная от физической одежды и проникает в ее окружение. Инсталляция Кейси Каррана предлагает размышления о месте, физическом и духовном будущем человека.

Ким Кивер, Аннотация 46682 , 2019 г.© Ким Кивер

Выставка завершается презентацией работ Ирис ван Херпен, словно спроецированных в необъятный космос. Ее платья танцуют по небу, а тела плывут в пространстве и времени. Фотоработы художницы Ким Кивер, а также изображения туманностей побуждают посетителей познавать мир более целостно.

Источник: madparis.fr
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом