Эта брошь-камея с опалом размером 44 х 18 мм находилась в списке наблюдения сотрудников сайта любителей антиквариата Collectors Weekly как минимум год, прежде чем они не выяснили, кто изображен на ней.
Невероятное качество резьбы и использование валунного опала характерны для великого резчика по опаловым камеям Вильгельма Шмидта (1845-1938). Среди особенностей этой работы — опаловое перо, которое обвивает верхнюю часть шляпы, а затем ложится на железную основу.
Но кто изображен на броши? Как оказалось, все дело... вшляпе! Это шляпа-федора.
Реклама из газеты «Питсбург пост», 1884 г.
Речь идет о Саре Бернар (1844-1923), поскольку шляпа-федора получила свое название от названия пьесы 1882 года «Федора», написанной для Сары Бернар драматургом Викторьеном Сарду.
Сара сыграла принцессу Федору Романофф, героиню пьесы, которая носила шляпу именно такого фасона — с широкими мягкими полями, и тульей с тремя глубокими заломами. Фасон и манеру ношения придумала Сара Бернар. По сюжету хитроумная и решительная русская героиня Федора любит заимствовать вещи из мужского гардероба — в том числе, носит фетровую шляпу со «вмятиной», которая образовалась, после того, как шляпа, принесённая костюмером не понравилась диве.
Сара Бернар в шляпе-федоре
После того, как Сара представила шляпы-федоры, их популярность резко возросла, и они также стали визитной карточкой Сары, которая продолжала носить вариации шляпы-федоры, часто с перьями, на протяжении всей своей долгой карьеры.
Когда изображение на броши было идентифицировано как портретное изображение Сары Бернар, сходство становится совершенно очевидным. Камея, вероятно, была смоделирована из нескольких разных изображений Сары, и композиция была продиктована хрупкостью слоя опала.
Андрогинная внешность эпизодического персонажа дает еще один ключ к разгадке личности. Если бы не длинные волосы, не сразу было бы понятно, мужчина это или женщина. Что соответствует Саре, которая была хорошо известна исполнением как женских, так и мужских ролей, включая ее заметное появление в кино в роли Гамлета в 1900 году, когда она была одной из первых знаменитостей, запечатленных на пленке.
Вильгельм Шмидт эмигрировал с семьей в США в 1915 году (70 лет) и жил и работал там следующие 11 лет. Эта камея, возможно, была вырезана в то время, и, поскольку Сара была популярной знаменитостью в США, возможно, это было памятное произведение после ее смерти в 1923 году.