Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Искусство коллекционирования в стиле модерн

29 января 2024
Бет Берштейн

Владелец галереи Бен Маклоу рассказывает о возрождении этого дизайнерского направления,  самых желанных украшениях, выполненных в период расцвета стиля ар-нуво и о том, что следует учитывать при их покупке.

В течение последних пяти лет современный дизайн черпал вдохновение в том числе из ювелирного стиля модерн, который пользовался популярностью в период с 1885 по 1910 год. Эта эпоха представляла собой бунт против промышленного массового производства.

Некоторые из наиболее почитаемых дизайнеров и ремесленников того времени приняли участие в движении, которое сломало границы, отбросив правила и изменив определение термина "ювелирное украшение". Они использовали нетрадиционные материалы, смешивая металлы и драгоценные камни, что подчеркивало натуралистическую тематику изделий. По иронии судьбы, самые ценные камни — бриллианты, рубины, изумруды, сапфиры и натуральный жемчуг — имели в художественном отношении меньшую ценность для шедевров модерна.

Теперь новая волна художников работает со смелыми сочетаниями материалов, создавая сложные детализированные изделия, в которых представлены смелые сочетания драгоценных камней и нескольких различных типов эмали и ботанических мотивов, которые появились в оригинальных неортодоксальных, новаторских дизайнах.

Чтобы оценить новые подходы, журнал Rapaport Magazine поговорил с ведущим экспертом Бенджамином Маклоу, который вместе со своей женой Хиллари является совладельцем галереи Macklowe Gallery в Нью-Йорке, о редких и самобытных произведениях в стиле модерн, которые переживают возрождение.

С чем вы связываете возрождение интереса к украшениям в стиле модерн?

Ар-нуво всегда был рынком, ориентированным на коллекционеров. Повторное открытие этого новаторского стиля произошло в 1960-х годах. Такое ощущение, что сегодня  мы переживаем вторую волну интереса к  этому стилевому направлению.

Ювелиры периода ар-нуво были прежде всего художниками и для реализации своих художественных замыслов использовали эмаль и нетрадиционные для ювелирной моды того времени материалы. Мы почти никогда не увидим самоценный драгоценный камень в изделии, выполненным в стиле модерн. Если синий циркон или аквамарин облодал подходящим оттенком синего, ювелиры использовали именно его, а не редкий сапфир. Они видели ценность во всей композиции.

Коллекционеры реагируют на это инстинктивно, потому что им тоже хочется чего-то глубоко личного и отличного от нормы. И да, все поклонники этого направления хотят владеть хотя бы одним произведением [Рене] Лалика.


Работы каких еще художников хотят приобрести коллекционеры?

Рене Лалик был гением, который встречается раз в 500 лет и который изменил само представление о том, что датое драгоценность, и его творения в стиле модерн не имеют себе равных. Все поклонники этого направления хотят владеть хотя бы одним изделием Лалика, и он единственный ювелир, которого «коллекционируют» с одержимостью.

Однако было еще несколько блестящих, творческих и технически совершенных ювелиров, таких как Филипп Вольферс, Анри Дюбре, Анри Вевер и Эжен Фейятр, и получить великолепное изделие любого из них — это повод для празднования.

Булавка для шляпы René Lalique Spider Mum с опалом, бриллиантами и эмалью, ок. 1895–1897 гг. (Галерея Маклоу).

Eugene_Feuillatre

Henri Dubret

Henri  Vever

Philippe Wolfers

Носят ли коллекционеры  приобретенные ими украшения в стиле модерн или же их коллекционируют ради искусства?

Все коллекционеры галереи Macklowe Gallery носят свои украшения. Большая часть предметов удивительно прочные, поэтому нет причин бояться, что они развалятся. И, к счастью, в этот период было изготовлено множество колец и булавок, которые можно носить регулярно.

Из-за роста среднего класса в эту эпоху появились также прекрасные украшения в стиле модерн, выполненные из серебра и ажурной эмали, которые сейчас так же доступны, как и в то время, когда они были созданы. 

Какие предметы больше подходят для демонстрации? 

Гребни для волос и колье были на пике моды в 1900 году, а ювелиры в стиле модерн создавали потрясающие изделия, есть изделия, изготовленные из органических материалов, таких как рог и слоновая кость, которые больше предназначены для демонстрации красоты, искусства и новаторского дизайна.

Брошь-бабочка в стиле модерн с топазом весом 36 карат, бриллиантами розовой и старой европейской огранки и эмалью, Франция. (Галерея Маклоу)

Вы заметили изменение цен или доступности украшений этого периода?

Так много произведений пошло в личные коллекции и музеи, найти особо интересные произведения становится все труднее.  К слову, с каждым годом сложнее отыскать и рядовые изделия той эпохи.  Это, естественно, отражается на ценах на самые редкие предметы. Приобретение более скромных экземпляров по-прежнему выгодно и является прекрасной отправной точкой для новых коллекционеров.

Какие неподписанные произведения той эпохи вызывают интерес и почему? 

Без сомнения, и дилеры, и коллекционеры предпочитают экземпляры с "автографом" лучших производителей. Однако, если вещь сочетает в себе удобство ношения, красоту и необычный дизайн, она всегда будет популярна. 

Источник: Рапапорт
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом