Известный как «Город света» на протяжении почти двух столетий, Париж лидировал в эпоху Просвещения, и все же история забыла одно из самых странных и красивых применений света, когда-либо наблюдавшихся парижским обществом: электрические украшения. Во времена Прекрасной эпохи самые шикарные парижские вечеринки освещались электрифицированными модными аксессуарами, созданными невоспетым гением парижских инноваций. Как сообщал Scientific American в 1879 году, «среди специализаций, которыми славятся французы, нет ничего более любопытного, чем электрические украшения».
Эти драгоценные произведения искусства, которые можно носить, были детищем Гюстава Труве, электрического пионера, чья тихая, артистическая натура держала его вдали от внимания и, таким образом, от исторических книг. В то время как изобретатели-суперзвезды, как Николас Тесла и Томас Эдисон, устраивали грандиозные представления с казнью слонов на электрическом стуле и внутренним освещением, электрический мир Труве был сосредоточен на бесконечно малом.
Первоначально часовщик, Труве изобрел «лилипутскую батарею» (сегодня известную как АА) для оживления «ювелирных изделий, часовых механизмов и других предметов искусства». Эту батарею можно было незаметно спрятать в кармане джентльмена или в прическе дамы, создавая иллюзию того, что аксессуары оживают сами по себе. Анимации включали: череп на булавке для галстука, челюсть которого щелкала при включении, украшенный драгоценными камнями аксессуар для волос в виде бабочки с порхающими крыльями, брошь с изображением танцующих балерин на крошечной золотой сцене, стеклянные цветочные корсажи, которые светились и т. д. К сожалению, подавляющее большинство bijoux electricique Труве было уничтожено, когда в 1980 году здание, в котором хранились все его архивы, сгорело дотла. Сегодня в Музее Виктории и Альберта в Лондоне осталась только одна булавка для галстука в виде черепа . Видео черепа в действии можно найти здесь.
К 1891 году эти предметы стали настолько редкими и востребованными, что цены на них взлетели более чем в десять раз по сравнению с первоначальной стоимостью.
Bijoux electriciques от Trouvé дебютировали в высшем обществе в 1879 году на праздновании пятидесятой годовщины Ecole Centrale des Arts et Metiers в отеле Continental в Париже. Журналист из La Nature , присутствовавший на этом роскошном мероприятии, сообщил:
«Некоторые из гостей носят очаровательные электрические драгоценности Труве: булавку для галстука в виде черепа; булавку для галстука в виде кролика-барабанщика. Предположим, вы носите одно из этих украшений под подбородком. Всякий раз, когда кто-то смотрит на него, вы осторожно кладете руку в карман жилета, наклоняете крошечную батарейку в горизонтальное положение, и немедленно череп закатывает свои сверкающие глаза и скрежещет зубами. Кролик начинает работать, как литаврист в опере. Ключевой элемент, птица, представляла собой богатый, живой комплект бриллиантов, принадлежавший принцессе Полине де Меттерних, знаменитой венской и парижской светской львице и близкой подруге императрицы Евгении. […] Нося его в волосах, принцесса могла по желанию заставить крылья своей алмазной птицы хлопать».
Хотя электрические драгоценности Труве пользовались большим успехом в качестве игрушек для богатых и элиты, по-настоящему они «сияли» в театре. В 1884 году Folies Bergère заказали Труве создание люминесцентных аксессуаров для костюмов в их Le Ballet des Fleurs. Зрители были ослеплены, когда двадцать прекрасных молодых женщин, каждая из которых представляла отдельный цветок, грациозно вышли на сцену в освещённых разноцветных коронах с соответствующими брошами.
Примерно в то же время в Англии Труве обеспечил впечатляющие электрические эффекты для спектакля «Chilpéperic: Grand Music Spectacle» в театре «The Empire ». В заключительном акте 50 женщин-амазонок, украшенных шлемами, щитами и копьями, выбежали на сцену. Они были разделены на четыре корпуса: корпус «Бриллиант», корпус «Рубин», корпус «Изумруд» и корпус «Топаз». Внезапно, посреди их сложной рутины, на их доспехах загорелись сверкающие драгоценности: четыре на шлеме, пять на щите и один на копье. Зрители, которые никогда не видели ничего подобного, разразились оглушительными аплодисментами. Среди восторженных зрителей был молодой малоизвестный ирландский драматург по имени Оскар Уайльд.
А в Париже, в театре Шатле, над зрителями опустилась гигантская человеческая люстра, освещенная полуобнаженными женщинами, украшенными электрическими драгоценностями, во время балета «Курица с золотыми яйцами».
Если вы не могли позволить себе купить бижутерию Труве или билет в театр, вы все равно могли насладиться его творениями в популярном музее восковых фигур le Musée Grevin, который добавил электрические драгоценности изобретателя к выставке в 1884 году. Труве установил восковую модель танцующей феи в полный рост, надев на нее электрическую корону. Он подвесил ее над зачарованным садом, мерцающим гирляндами и букетами светящихся стеклянных цветов.
От Гюстава Труве: французский гений электротехники 1839-1902 гг.
В то время молодой Жорж Мельес работал в музее фокусником и был особенно впечатлен электрическим зрелищем Труве. Годы спустя он станет пионером спецэффектов как режиссер немого кино, но, возможно, именно в музее восковых фигур он впервые вдохновился на создание этих фантастических экранных миров благодаря светящейся стране чудес Труве.
Электрические украшения Гюстава Труве, которые сегодня считаются первой носимой технологией, представляют собой лишь малую часть его достижений. Электрическая лодка, автомобильные фары, подводные лампы, кислородные скафандры (в то время для воздухоплавателей) и широкий спектр электрических медицинских инструментов — вот некоторые из его многочисленных изобретений. Возможно, его самыми впечатляющими творениями были его механические птицы, которые, помимо того, что были мечтой каждого любителя стимпанка, были одними из первых в мире успешных летательных аппаратов.
Одна из немногих сохранившихся литографий Труве. Фотографии изобретателя не сохранились.
На протяжении более века после своей смерти Труве оставался малоизвестной и трагически забытой фигурой. Даже до пожара, уничтожившего его наследие, этот плодовитый изобретатель подозрительно отсутствовал во всех основных энциклопедиях и архивах. Фактически, отсутствие информации о Труве настолько полное, что некоторые историки задаются вопросом, не намерен ли какой-то соперник стереть его из истории...