Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

История искусственных драгоценных камней или немного о стразах

24 июля 2024
Редакция

портретная брошь и подвеска в георгианском стиле изготовлены из серебра со стразами, вставленными в рамку

Вероятно, нет ни одного драгоценного камня, для имитации которого не использовалось бы стекло, включая все драгоценные камни, а также бирюзу, нефрит, опалы, гагат, янтарь, черепаховый панцирь, агаты, жемчуг и так далее. Стекло использовалось в ювелирных изделиях на протяжении столетий, и найденные образцы датируются 1500 годом нашей эры. Оно было настолько популярно как имитация драгоценных камней в 11 веке, что гильдия ювелиров во Франции была обязана регулировать использование стекла в ювелирных изделиях. Их подход заключался в том, чтобы использовать золото для натуральных камней, серебро для стеклянных камней.

Мурано в Италии был центром производства стекла примерно с 100 г. н. э. и имел репутацию экспортера поддельных драгоценных камней. В указе 1487 г. Сенат Венеции запретил изготовление поддельных алмазов, рубинов, шпинелей, изумрудов, сапфиров и аметистов. В 1644 г. есть запись о производстве авантюрина в Мурано. Авантюрин должен быть копией авантюрина, прекрасного камня с минеральными включениями, которые выглядят как вкрапления золота.

Вплоть до XVII века стекло формовалось и не обладало блеском настоящих драгоценных камней. Горный хрусталь, который имел более высокую дисперсию, часто использовался для копирования драгоценных камней вместо стекла, потому что его можно было полировать и огранять в некоторой степени. Однако в 1675 году в Великобритании Джорджем Равенскрофтом было разработано флинт-стекло с высоким содержанием свинца. Оно имело высокую дисперсию и более высокий показатель преломления, чем формованное стекло или горный хрусталь. Настоящий прорыв в использовании стекла в ювелирных изделиях произошел, когда в 1724 году французский ювелирный дизайнер Жорж Фредерик Страсс придумал «пасту», свинцовое стекло, которое он резал и полировал металлическим порошком, пока оно не засияло, как бриллиант. Названные белыми «diamante» или «strass», камни стали очень популярны в парижском высшем обществе. Это было в то время, когда использование восковых свечей по вечерам привело к тому, что в ночное время стало проводиться больше общественных мероприятий, и люди хотели, чтобы их видели в сверкающих драгоценностях. Камни из пасты, в диапазоне различных цветов, оставались популярными и приемлемыми в 18 и 19 веках . В 1840 году был открыт процесс постоянного фольгирования пасты.

На многих камнях XVIII века имелось небольшое пятно черной краски на калетте. Говорят, что оно использовалось для имитации темного пятна, которое можно увидеть на калетте бриллиантовой огранки.

Изготавливались и другие виды стеклянных камней. В 1763 году шотландский гравер по камням Джеймс Тасси разработал стекловидные стеклянные панели, которые использовались для камей. Они были известны как камеи «тасси». Один торговец в Англии разработал опаловую пасту, которая представляла собой молочную пасту, нанесенную на розовую фольгу, имитирующую опалы. Стекло Воксхолла производилось на заводе по производству зеркального стекла в Воксхолле, Лондон. Это было стекло, которое гранили, затем наносили на металлический фон, который затем окрашивали в черный цвет. Его использовали для имитации гагата. Другим стеклянным имитатором гагата был французский гагат, который был твердым и блестящим, и более холодным на ощупь, чем гагат.

серьги-вставки 3IMG_1751

Старинные серьги со стразами в серебряной оправе 

К концу 19 века австрийский ювелир Даниэль Сваровски представил граненые кристаллы в качестве имитации бриллиантов. Кристаллы Сваровски изготавливались из стекла с высоким содержанием свинца и имели постоянную фольгированную подложку. В конечном итоге их стали использовать и для имитации цветных драгоценных камней, включая рубины, сапфиры и изумруды. В 1892 году Сваровски запатентовал механический стеклорез, чтобы его кристаллы можно было производить массово, чтобы удовлетворить высокий спрос.

В 1895 году Сваровски перенес свой семейный бизнес, изначально располагавшийся в Богемии, в Австрию, к реке Рейн. Горные хрустали из окрестностей Рейна были известны как стразы, но постепенно этот термин стал ассоциироваться со стеклянными или стразовыми камнями.

Подробнее:

https://www.kalmarantiques.com.au/articles/the-vault-georgian-era-paste-jewellery/

https://navettejewellery.org/2017/05/29/history-of-imitation-gemstones-paste-and-glass-gemstones/

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом