Архитектор сгорел дотла, и пепел его стал алмазом. Концептуальное искусство говорит о серьезном, порой крича о вопиющей несправедливости, как эхо, бьющееся о стены институциональной власти.
Мексика долгие годы оставалась отлученной от наследия своего гениального соотечественника – Луиса Баррагана, лауреата Притцкеровской премии (1980), архитектора, чьи работы радикально изменили облик XX века. Его интеллектуальная сокровищница томилась в швейцарском сейфе, под контролем частных коллекционеров, словно дракон, охраняющий золото. Исследователи, стучавшиеся в закрытые двери архива, сталкивались с непреодолимой стеной авторских прав, защищающих каждое изображение его творений.
Художница-концептуалист Джилл Мэгид, известная своими работами, бросающими вызов властным институтам и юридическим нормам, дерзнула взломать этот сейф. Она задумала акт художественного вандализма, потребовавший эксгумации праха Баррагана, что стало отправной точкой многолетнего проекта «Архив Баррагана» (2016), исследующего "этику корпоративного владения наследием художника" (Hesse McGraw, Vice President SFAI).
О существовании архива Мэгид узнала еще в 2012 году, и тогда же родилась идея перформанса, в котором архитектура, архив, конфликтующие стороны и сам Барраган переплелись бы в едином, экстравагантном жесте. "Как, – размышляла она, – проникнуть в жизнь мертвого человека?", как будто ища ключ к разгадке тайны, погребенной под толщей лет и бюрократических препон.
В Гвадалахаре Мэгид направилась к лимонно-желтому зданию, первому дому, построенному Барраганом, ныне занимаемому католическим университетом. Здесь, поздним утром, должна была состояться встреча семьи Баррагана с алмазным "родственником". В тенистом саду на заднем дворе был накрыт банкетный стол, словно сцена для разыгрывающейся драмы.
Оператор, фиксировавший каждый момент, скользил среди прибывающих гостей. Вскоре, через заднюю калитку, вошел Хьюго Барраган, племянник великого архитектора, потомок, несущий на своих плечах груз семейной истории.
«Сотрудничество Магид с семьей Луиса Баррагана (1902–1988) и мексиканским правительством поднимает острые вопросы, касающиеся наследия Баррагана, интеллектуальной собственности, корпоративного контроля и доступности знаний», – подчеркнул Хессе Макгроу, вице-президент SFAI по выставкам и общественным программам, куратор выставки «Предложение».
Мэгид получила официальное разрешение семьи на эксгумацию кремированных останков архитектора. Из пепла был создан бриллиант, ставший кольцом – символическим даром для Федерики Занко, основательницы Фонда Баррагана, владеющей архивом благодаря своему супругу, Рольфу Фельбауму.
Художница выдвигает требование: возвращение архива в Мексику в обмен на это кольцо, как залог возвращения справедливости.
Фонд Баррагана был создан для защиты наследия архитектора, и Федерика Занко утверждает о скромных доходах от авторских отчислений. Однако Джилл Мэгид видит в контроле над архивом и авторскими правами пример чудовищной несправедливости.
Согласно словам художницы, специализирующейся на исследовании систем контроля и доступа, архив недоступен и хранится в бункере на территории кампуса Vitra в Вайле-на-Рейне.
В 2013 году Фонд архитектуры Тапатия Луиса Баррагана в Мехико сообщил New York Times, что Фонд Баррагана взимает плату за использование изображений его работ. «Они то и дело заявляют, что мы не можем публиковать книги, фотографии или снимать фильмы в нашем собственном доме — или в любом другом творении Баррагана — без "надлежащего" разрешения их юристов, естественно, за плату», — заявили тогда представители фонда, что подчеркивает парадоксальность ситуации.
Мэгид утверждает, что эксгумация кремированных останков Баррагана из Ротонды выдающихся жителей Халиско в Гвадалахаре была произведена с согласия семьи архитектора, и у нее есть все необходимые документы, подтверждающие законность ее действий.
Барраган, родившийся в 1902 году, – один из самых значительных архитекторов в истории Мексики, стоявший у истоков модернизма и тесно сотрудничавший с Луисом Каном.
Он создал яркие частные дома и сады, конные сооружения и монастырь капуцинов в Мехико, оставив неизгладимый след в мировой архитектуре, свидетельство своей "преданности архитектуре как возвышенному акту поэтического воображения" (Притцкеровская премия, 1980). Он умер в 1988 году в возрасте 86 лет.
Алмаз был создан из эксгумированных кремированных останков из Ротонды выдающихся жителей Халиско в Гвадалахаре. Часть праха была заменена серебряной фигуркой коня того же веса, как символ его страсти к этим животным.
Затем был произведен химический процесс извлечения углерода, который был преобразован в графит и подвергнут воздействию экстремальных температур и давления для создания алмаза. Эта услуга, доступная тем, кто потерял близких, стоит от 3000 долларов, и превращает утрату в осязаемый символ памяти.
Кольцо – часть выставки 2016 года «Предложение», включающей официальные разрешения от семьи Баррагана и мексиканского правительства, кадры эксгумации и переписку между Магид и различными сторонами, представляя собой многогранное исследование этических и юридических дилемм.
Однако один из потомков легендарного архитектора был возмущен, узнав, что кремированные останки его двоюродного деда были использованы для создания бриллиантового кольца.
Пинтадо узнал об этом арт-проекте из статьи в The New Yorker. Теперь он требует вернуть прах Баррагана на родину. «После прочтения у меня вспотели руки, и я не мог вымолвить ни слова в течение двух часов», — сказал он, описывая свою реакцию как "шок и глубокую печаль".
«Я должен что-то сделать, иначе никогда себе этого не прощу, — добавил он. – Я хочу вернуть прах моего дяди туда, где ему место, и если для этого он должен остаться бриллиантом, пусть будет так», - слова, полные боли и решимости, отражают сложность и противоречивость этой истории.