Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Вечная привлекательность желтого золота: краткая история

15 сентября 2025
sothebys.com

Золото сыграло важнейшую роль в истории человеческой цивилизации с момента своего первого открытия тысячи лет назад. Оно повлияло на нашу жизнь и функционирование экономики, а также на культуру каждого общества. Однако сила и притягательность золота выходят за рамки его денежной стоимости. Оно считается не только символом богатства, но и предметом красоты и желания.

Детский браслет, Древний Египет, около 2650 г. до н.э.. Из собрания The Metropolitan Museum of Art

Имеются данные, что именно древние египтяне первыми начали добывать этот драгоценный природный элемент. Его чистота и сияющий цвет ассоциировались с богом солнца Ра и концепцией вечной жизни. Золото также было тесно связано с идеей божественного начала, поэтому его часто использовали в древнеегипетских ритуалах. Одним из самых примечательных золотых изделий, созданных в то время, стала искусно выполненная погребальная маска легендарного Тутанхамона, которая до сих пор считается одним из величайших образцов ювелирного искусства в истории.

Мистические свойства золота определяли его применение на протяжении многих веков. Различные конфессии использовали его в создании культурных артефактов и предметов религиозного культа, а места поклонения по всему миру щедро украшались золотыми или позолоченными статуями, фресками и изображениями.

Однако больше всего золото ценилось за свои декоративные свойства. Его свойства, включая стойкий и не подверженный коррозии естественный блеск, сделали его идеальным материалом для ювелирных изделий и украшений. Впоследствии эти изделия стали символом статуса для мужчин и женщин из высшего общества, которые украшали себя аксессуарами из этого драгоценного металла.

Бриллиантовый браслет Cartier | www.sothebys.com

На протяжении веков культуры по всему миру увековечивали золото как символ богатства и удачи. Золотые украшения носили в честь важных событий и торжеств, включая свадьбы, где золото почиталось как символ чистоты, процветания и изобилия. Невесты в Индии и Китае часто украшали себя украшениями из чистого золота в надежде, что оно принесёт им здоровье и счастье.

Рост популярности золотых украшений во всем мире привел к развитию новых и инновационных техник, придавших ювелирному делу особый художественный колорит. Многие из них отличались невероятной детализацией, например, древнеегипетская техника, известная как филагри, где тонкая золотая проволока используется для создания замысловатых узоров. Другой навык, называемый зернью, заключался в использовании небольших сфер, называемых гранулами, для украшения поверхности ювелирных изделий. Римляне расширили свое искусство, инкрустировав золото полудрагоценными и драгоценными камнями, а позднее, в византийскую эпоху, жемчугом и эмалью. В XVI веке в индийской империи Великих Моголов зародился ныне культовый стиль Моголов, характеризующийся золотыми изделиями, украшенными потрясающими техниками эмали.

Этрусский комплект украшений,  начало V века до н.э.

Браслет с драгоценными камнями (один из пары), Византия, 500–700 гг

Американская золотая лихорадка XIX века и открытие месторождений золота в Африке привели к увеличению его доступности. Технический прогресс времён промышленной революции упростил массовое производство золотых украшений, повысив их доступность и изменив общество, хотя символическая связь золота с привилегиями и богатством сохранилась.

Брошь в виде головы совы,  Кастеллани, около 1860 г.

К XX веку представители всех направлений, от искусства и моды до дизайна, экспериментировали с золотом как с материалом. Ювелирная индустрия, в свою очередь, черпала вдохновение в этих мирах. Наиболее известны периоды ар-нуво и ар-деко, когда смелые геометрические золотые украшения, вдохновлённые архитектурой, стали пользоваться огромной популярностью.

В 1950-х годах ювелирные дома сотрудничали с дизайнерами и ювелирами, чтобы добавить элемент художественного мастерства и дизайна в свои изделия, открыв ювелирную индустрию в очередную новую модную эру. Итальянские ювелиры Buccellati и французский дом Cartier были одними из самых новаторских в создании золотых украшений. Марио Буччеллати (1891–1965) начал возрождать и совершенствовать древние навыки ювелирного дела и гравировки, включая свою ставшую знаковой технику «Ригато». Она заключается в нанесении ряда тонких параллельных линий на поверхность золота для создания эффекта блеска. В результате золото приобретает вид ткани, например, льна, как это видно на великолепных браслетах-манжетах Buccellati из желтого золота с бриллиантами и изумрудами.



[Сверху вниз] Браслет-манжета Mario Buccellati с изумрудами и бриллиантами |  Браслет Aldo Cipullo 'Juste Un Clou', около 1973 г. |  Браслет-манжета Mario Buccellati с бриллиантами | 

До конца десятилетия жёлтое золото продолжало оставаться излюбленным материалом стильных и модных особ. Голливудский гламур также вдохновил на создание изделий в стиле ретро, ​​отличавшихся смелым, выразительным дизайном. Игривость прослеживалась во многих творениях той эпохи, включая крупные серьги-пуговицы, украшения со звёздами, широкие браслеты-манжеты и наборы коктейльных колец, украшенных разноцветными камнями.

Жёлтое золото продолжало оставаться популярным трендом в 1960-х годах, но ювелирные дизайнеры вышли на новый уровень, экспериментируя и используя фактуры. Многие золотые изделия, созданные в этот период, отличались текстурированным золотом и чеканными поверхностями, которые идеально сочетались со смелыми геометрическими формами, популярными в то время.

Альдо Чипуллоколлекция булавок для жабо для Cartier «Just un Clou», 1970-е |

В 1970-х годах ювелирный дизайнер Альдо Чипулло (1935–1984) создал некоторые из самых знаковых современных золотых украшений того периода, многие из которых были созданы для Cartier. Хотя он наиболее известен как создатель бестселлера дома — браслета Love, — он также создал серию изящных, скульптурных изделий из жёлтого золота, которые сделали этот дом одним из самых популярных благодаря своему уникальному и современному дизайну.

У Чипулло был талант черпать вдохновение в повседневных формах и мотивах, которые он затем превращал в желанные украшения. В 1971 году он создал для дома ещё одно знаковое украшение – браслет Juste un Clou, что означает «просто гвоздь», сочетающий в себе выразительный мужской мотив с шикарным женственным подходом. Последующие работы были столь же впечатляющими, о чём свидетельствует его ироничный браслет «I Love You» – игривый и в то же время роскошный знак любви.

Как говорится, всё то золото, что блестит, и к 1980-м годам ювелирные изделия приобрели излишества и максимализм, характерные для большей части этого периода. Этот подход «больше значит больше» стал очевиден, поскольку жёлтое золото стало излюбленным материалом для роскошных особ. С выходом женщин на работу появились современные, броские золотые украшения, включая крупные серьги-кольца, цепочки, броши и клипсы. Для тех, кто мог себе это позволить, такие бренды, как Hermès и Cartier, популяризировали модели, инкрустированные золотом и бриллиантами, включая серьги и массивные браслеты-манжеты, украшенные в технике «паве», создающей впечатление, будто поверхность покрыта драгоценными камнями.

От древних и традиционных до современных стилей, жёлтое золото выдержало испытание временем как символ культуры, богатства и красоты. Нет сомнений, что этот желанный материал продолжит оказывать влияние и вдохновлять творцов ещё многие поколения.

 

 

Источник: sothebys.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом