Бенвенуто Челлини Сальера. 1543 Saliera Золото, эмаль, эбеновое дерево, слоновая кость. 26,3 × 33,5 см Музей истории искусств, Вена
«Сальера» (Saliera — «солонка») — частично покрытая эмалью золотая настольная статуэтка, выполненная в 1543 году флорентийским золотых дел мастером Бенвенуто Челлини для французского короля Франциска I и представляющая собой вершину декоративно-прикладного искусства эпохи маньеризма
Первоначальным заказчиком солонки выступал кардинал Ипполито д’Эсте. Тогда у Челлини родился замысел выполнить солонку как аллегорию союза земли (фигура Цереры) и моря (фигура Нептуна), благодаря которому и рождается соль.
Этот замысел, упомянутый Челлини в автобиографии, удалось осуществить только в начале 1540-х в связи с поступлением заказа французского монарха.
Нептун изображён несомым морскими конями, рядом с его фигурой помещён корабль, который предназначен для соли. Церера восседает на слоне, рядом с её фигурой помещена триумфальная арка, которая открывается и предназначена для перца. У ног Цереры изображена саламандра, которая является гербовым животным Франциска I и представляет собой аллюзию на заказчика солонки.
Пьедестал солонки, выполненный из эбенового дерева, украшают четыре путти, символизирующие ветра и стороны света. Он помещён на деревянные ролики, на которых солонку можно перемещать не поднимая.
Сальера бесценна уже потому, что это единственная ювелирная работа Челлини, атрибуция которой не вызывает никаких сомнений.
Король Карл IX преподнёс её Фердинанду Тирольскому, который в 1570 году представлял короля на его помолвке с эрцгерцогиней Елизаветой. После этого до XIX века «Сальера» оставалась жемчужиной инсбрукского замка Амбрасс. Только с учреждением венского Музея истории искусств солонка была перемещена в столицу Австрии.
11 мая 2003 года Сальера была похищена из Музея истории искусств, который в то время находился на ремонте. Хотя стоимость скульптуры оценивалась не менее чем в 50 млн евро, австрийское правительство предложило за возврат солонки сравнительно скромную награду в 70 000 евро.
Объяснялось это тем, что сбыть произведение такого уровня попросту невозможно. При этом застрахована Сальера была только на половину рыночной стоимости, так как возможность похищения такого шедевра просто не рассматривалась всерьёз.
Расчёт администрации музея оправдался: 21 января2006 года полиция обнаружила Сальеру закопанной в свинцовой коробке в лесу у города Цветль