Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Как связаны мода и суеверия?

18 ноября
Музеи Московского Кремля

 В Русском государстве XVI-XVII вв. одежду традиционно украшали вышитым узором. В представлениях, сохранившихся с языческих времён, древний орнамент на горловине, подоле, запястьях костюма нёс охранительную функцию, оберегал владельца. Драгоценным украшением русского костюма, как мужского, так и женского, были нашивки, ожерелья, запястья и пуговицы.

Пуговицы могли быть разными по размеру — совсем маленькими, размером с горошину, и просто огромными. При их изготовлении использовали различные ювелирные техники: чернь, скань, зернь и др. Чем больше драгоценных пуговиц было на одежде, тем знатнее был её владелец. Известно, что на одном из кафтанов царя Ивана Грозного было пятьдесят шесть золотых пуговиц. Само слово «пуговица» — однокоренное со словами «пугать», «отпугивать», и в XVII‒XVIII веках ещё сохранялись представления о защитной функции этих аксессуаров, — они должны были отпугивать от владельца «нечистую силу».

Пуговица. Россия, мастерские Московского Кремля, первая половина XVII в. Размеры - 5,5 х 3 см. © Музеи Московского Кремля

Слово «ожерелье» раньше обозначало воротник из меха или атласной ткани, расшитый жемчугом и драгоценными камнями. Царицы часто меняли ожерелья, чтобы придать особую красоту нарядам.

Запястья, или зарукавья, напоминающие современные браслеты, надевали на рукава рубахи.

Запястья. Россия, мастерские Московского Кремля, вторая половина XVII в. Размеры - 11,3 х 33,8 см. © Музеи Московского Кремля

 

 

 

 

 

Источник: Музеи Московского Кремля
Читайте также