Ай Вэйвэй совместно с компание TASCHEN в данной работе исследует сложную ткань китайской мифологии. Эта коллекция не только является предметом искусства, но и служит культурным символом, насчитывающим трехсотлетнюю историю... Каждый шарм, изготовленный из чистого золота 999 пробы, основан на фигурках животных, изображенных в предыдущих работах художника, воплощает в себе как личное, так и историческое значение, связанное с китайским прочтением зодиакального круга.
Впервые к знакам зодиака художник обратился в 2010 году при создании инсталляции «Круг животных/Головы зодиака: золото». В ней Ай Вэйвэй по-новому интерпретировал двенадцать бронзовых голов животных, представляющих традиционный китайский зодиак, которые когда-то украшали знаменитые часы-фонтан Старого летнего дворца Юаньмин Юань, императорской резиденции в Пекине. Это был первый крупный публичный скульптурный проект художника.
СТАРЫЙ ЛЕТНИЙ ДВОРЕЦ, ПЕКИН, КИТАЙ, ОКОЛО 1860 ГОДА. ДВОРЕЦ, БЫВШАЯ РЕЗИДЕНЦИЯ ИМПЕРАТОРОВ ДИНАСТИИ ЦИН, БЫЛ РАЗРУШЕН БРИТАНСКИМИ И ФРАНЦУЗСКИМИ ВОЙСКАМИ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ ОПИУМНОЙ ВОЙНЫ В 1860 ГОДУ. ФОТО ХАЛТОНА, ИЗОБРАЖЕНИЕ © ARCHIVE / GETTY IMAGES
Ай Вэйвей, инсталяция «Круг животных/Головы зодиака: золото»
В рамках исследования китайской истории, верований и мастерства Ай Вэйвэй в 2010 году переосмыслил Зодиак в своей инсталяции «Круг животных/голов зодиака». Это произведение отражает его размышления о культурном диалоге, войне, аутентичности и национальных ценностях. Воссоздавая фигуры зодиака из фонтана XVIII века в Старом Летнем дворце Пекина, Вэйвэй переплетает историю знаков зодиака с историей голов животных.
Двенадцать голов зодиакальных животных, спроектированные в 18 веке двумя европейскими иезуитами Джузеппе Кастильоне и Мишелем Бенуа, служившими при дворе Цяньлуна (Айсиньгьоро Хунли), шестого императора династии Цин, первоначально служили водяными часами-фонтаном, расположенными в великолепных европейских садах Юаньмин Юань (Старый Летний дворец). В 1860 году Юаньмин Юань был разрушен французскими и британскими войсками, а головы были украдены и вывезены из страны. Позже семь голов (Обезьяны, Свиньи, Крысы, Быка, Тигра, Кролика и Лошади) были возвращены в Китай. Китайцы не стали восстанавливать дворец, оставив руины как напоминание и смвол пережитого национального унижения... Переосмысливая эти объекты в увеличенном масштабе, Ай Вэйвэй сосредоточил внимание на вопросах грабежа и репатриации, одновременно расширяя свое постоянное исследование «подделки» и копии по отношению к оригиналу.
В 2023 году он создает коллекцию подвесок, призывая носить знаки зодиака в качестве амулетов — традиция, восходящая к зарождению концепции зодиака. Соответственно, на обратной стороне каждого амулета указано имя животного, написанное древней формой каллиграфии, стандартизированной во времена династии Цинь около 220 г. до н.э. Подвеска «Зодиак», созданная по образцу Круга животных, отлита вручную из чистого золота 999 пробы.
Источники:
https://www.designboom.com/art/ai-weiwei-taschen-2010-zodiac-head-sculptures-gold-charms-lunar-year-11-15-2023/
https://www.taschen.com/en/about-us/events/ai-weiwei-in-london-the-zodiac-charms/
https://www.nevadaart.org/art/exhibitions/ai-weiwei-circle-of-animalszodiac-heads-gold/
https://www.sothebys.com/en/articles/ai-weiwei-circle-of-animals-zodiac-heads