Cartier, фото SJ Shrubsole
В течение последних нескольких лет хамса, или "рука Фатимы" (ближневосточный защитный амулет в форме открытой ладони с пятью пальцами) была оплотом тренда с изображением рук в ювелирном деле. Однако до эпохи Возрождения были популярны различные типы украшений для рук, которые не использовались в качестве амулетов, а являли собой просто элегантные украшения.
Хамса из Алеппо (Сирия). XX век. Национальный музей мировых культур
Ювелирные изделия в форме рук впервые вошли в моду в 1830-х и 1840-х годах, когда они появились в виде рук в перчатках - на застежках золотых ожерелий. В отличие от древних оберегов (рука Фатимы), которые носили для защиты от сглаза, эти драгоценности не изображали ладонь и не символизировали ничего конкретного. Вместо этого они были созданы по образцу элегантно очерченных рук, украшены манжетами, в свою очередь украшенными драгоценными камнями, и увенчаны кольцами с драгоценными камнями. Их часто прикрепляли к длинным золотым цепочкам, придавая игривый оттенок простому украшению.
В викторианскую эпоху украшения ручной работы вырезались из деликатных материалов, таких как слоновая кость и коралл, украшались манжетами и акцентировались золотом и драгоценными камнями. Эти руки могли иметь такое же символическое значение, как и хамса. Ювелиры изображали руки, держащие в руках символические предметы, такие как венки, которые обозначали бы увековечение памяти, или змей, которые символизировали вечность.
Серьги от Поля Флато
В 20 -м веке Картье и американский ювелир Поль Флато были среди тех, кто ухватился за концепцию руки, вдохновленную сюрреалистическими мотивами рук среди других культурных элементов. Примерно в конце 1930-х годов Картье создал серию брошей с коралловыми или ониксовыми руками, сжимающими золотую или ониксовую розу. Запястье украшали бриллиантовые и золотые браслеты (верхнее фото). Точное значение мотива немного загадочно. Автор Надин Колено в своей книге «Удивительный Картье» (2009) сообщает, что символ цветка имел широкое толкование: от розы в замке из романа «Красавица и чудовище» до цветка в руке императоров Великих Моголов, намекая на их легендарные сады.
Поль Флато впервые представил свои украшения в форме рук в 1930-х годах и быстро стал известен благодаря им. Он создал клипсы с изображением букв алфавита на языке жестов. Клиенты приобретали индивидуальные пары, изображающие свои инициалы (или чьи-то еще инициалы, которые они хотели носить).
Кэтрин Хепберн (на фото) в эксцентричной комедии 1938 года «Праздник» прикрепила брошь с изображением руки в форме буквы W на языке жестов от Flato. W- первая буква девичьей фамилии ее матери в фильме. Анита Лоос, автор романа и сценария « Джентльмены предпочитают блондинок» , имела в своей коллекции украшений броши с буквами A и L на языке жестов от Flato.
Жесты букв A и L, проиллюстрированные в рекламе Пола Флато 1938 года, были созданы для Аниты Лоос.
Вдохновленный астрологией, Флато создал брошь «Рука Бога», на которой была изображена золотая рука, окруженная звездами, инкрустированными бриллиантами. Именно созданный им дизайн руки наиболее близок к древнему символу "хамса", хотя пальцы у него все еще элегантные и длинные. Актрисе Джоан Беннетт настолько понравилась ее брошь Flato «Рука Бога», что она носила ее в качестве кулона на ожерелье на нескольких рекламных фотографиях.
Джоан Беннетт в золотой и бриллиантовой броши Flato "Рука Бога" (Hand of God) в качестве подвески на колье, серьги Paul Flato Diamond и Gold Hand
Изображения рук всегда интересовали Флато, который особенно использовал старинные скульптуры рук для демонстрации ювелирных изделий в рекламе, которая появлялась в Vogue и Harper's Bazaar в 1930-х годах. Не только это, но и собственная борьба Флато с потерей слуха в молодом возрасте вдохновила на создание серии булавок на языке жестов.
(изображения с сайта Jewelsdujour.com )
Сегодня элегантные ручки можно встретить в нескольких креативных коллекциях. Вильфредо Росадо разработал резные серьги из эбенового дерева, украшенные браслетами из драгоценных камней, которые выглядят как смелые наследники украшений Flato:
Серьги Wilfredo Rosado Hand to Hand из черного дерева, золота, бриллиантов и цветных камней
Однако дизайнера вдохновил мотив, богатый историей и символизмом. Вильфредо не придает украшениям с изображением рук особой символики, как это делалось в викторианскую эпоху, но его завораживают руки людей. Он объяснил: «Я думаю, что руки могут передать очень многое. Я всегда стараюсь наблюдать за руками людей. Это стало своего рода навязчивой идеей. Я помню, как обратил внимание на руки Энди Уорхола, когда работал с ним. Мне нравилось смотреть, как он рисует. Его руки были очень сильными на вид, но мягкими в том, как он выполнял свою работу. Руки могут быть очень коммуникативными, иногда они элегантны и нежны, иногда тверды и сильны. Руки — такая важная часть нашего языка тела, и мне интересно разместить их в ювелирном изделии «в стоп-кадре», где сообщение можно будет интерпретировать».
В то время как хамса, клипы на языке жестов Флато и «Рука Бога» явно служат источниками вдохновения, элегантность большинства рук в ювелирных изделиях с течением времени, похоже, вдохновляется тем же типом элегантности, который описывает Вильфредо, - красотой жеста.