Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Подписано, запечатано...

7 августа 2024
Эми Аззарито

До паролей и Face ID их роль выполняли восковые печати. ​​Самые ранние печати можно проследить до Месопотамии в 3500 году до нашей эры. В то время, когда мало кто умел писать (не говоря уже о чтении), наличие графической подписи, которую можно было отпечатать на воске или глине, было необходимо для подтверждения подлинности документов.

Печати указывали как на достоверность документа (он был подписан реальным человеком), так и на его безопасность (их было трудно подделать). Глиняные печати использовались даже на банках и контейнерах, как и сегодня пластиковые защитные пломбы.

Нововавилонская печать с золотым колпачком, позволяющим ее носить. Цилиндрическая печать с подношением божеству, около 1000-539 гг. до н. э. Лувр, Департамент древностей. Представлена ​​на выставке в Вилле Гетти «Месопотамия: начало цивилизации».

Нововавилонская печать с золотым колпачком, позволяющим ее носить. Цилиндрическая печать с подношением божеству, около 1000-539 гг. до н. э. Лувр, Департамент древностей

Перстень-печатка — это тип плоской печати, которую носят на пальце. Слово «печатка» происходит от латинского слова, означающего «опознавательный знак или отметка». Когда Ганнибал победил римлян, был отдан приказ собрать все перстни-печатки у павших римских легионеров на поле боя — не из-за их ценности, а как доказательство победы в  сражении.

Перстень в виде скарабея с именами Тутмоса III и Хатшепсут

Перстень в виде скарабея с именами Тутмоса III и Хатшепсут, 1479–1458 гг. до н. э. Метрополитен-музей.

Многие из колец-скарабеев из Древнего Египта на самом деле являются кольцами-печатками. Кольцо можно было вращать, и на обратной стороне были иероглифы, идентифицирующие владельца. В Древнем Риме их иногда использовали как приспособление для гадания. Все печатки бросали в кучу, одну из них вытаскивали и интерпретировали как предзнаменование.

Носит печатку с инициалами. Предполагается, что это Гамалиелл Пай, 1596. Музей Лондона.

Мужчина в кольце-печатке с инициалами. Предполагается, что это Гамалиелл Пай, 1596 год.

Фрагмент портрета мужчины с головой мавра на перстне-печатке работы Конрада Фабера фон Кройцнаха, около 1520-х гг. Музей Метрополитен.

Фрагмент картины Конрада Фабера фон Кройцнаха «Портрет мужчины с головой мавра на перстне», около 1520-х гг. Музей Метрополитен.

В отличие от многих пережитков Римской империи, которые отошли на второй план в Средние века (возлежание во время еды, ношение колец  на каждом пальце и языческие праздники), перстень-печатка только набирал популярность. Фактически, начиная с 1200 года, излюбленным источником печаток были древние драгоценные камни, обнаруженные на римских археологических раскопках.

Фрагмент «Портрета молодого человека» Бронзино, 1530-е гг.

Фрагмент «Портрета молодого человека» Бронзино, 1530-е гг.

Написана вскоре после того, как Элеонора вышла замуж за Козимо I Медичи в 1539 году. Большой бриллиант на ее первой фигуре был ее обручальным кольцом. Меньшее кольцо на ее мизинце — это перстень с ее личной эмблемой. Портрет Элеоноры Толедской, Бронзино, 1543 год. Национальная галерея, Прага

Портрет Элеоноры Толедской, Бронзино, 1543 год. Национальная галерея, Прага. Картина написана вскоре после того, как Элеонора вышла замуж за Козимо I Медичи в 1539 году. Большой бриллиант на указательном пальце -ее обручальное кольцо. Меньшее кольцо на ее мизинце — это перстень с ее личной эмблемой.

Именно в Средние века появилось важное новшество в виде печатки: геральдические символы. Геральдика, то есть использование унаследованных гербов и других символов для демонстрации личной идентичности и родословной, зародилась на поле боя в середине XII века н. э. как простой способ идентификации средневековых королевских особ и принцев, которые в противном случае были бы неузнаваемы под своими доспехами. Щиты были отличным местом для демонстрации этих изобразительных идентификаторов (например, стоящие львы, геральдические лилии, головы орлов), поэтому мы до сих пор видим контуры в форме щитов вокруг гербов.

Герб Жанны д'Арк (ок. 1412 - 1431 гг. н. э.). Церковь Святой Троицы, Вандом, Франция.

Герб Жанны д'Арк (ок. 1412 - 1431 н. э.). Eglise de la Trinite, Вандом, Франция. Интересный факт: во время средневековых турниров рыцарям часто приходилось вывешивать свои гербы снаружи гостиницы, в которой они останавливались во время мероприятия. Из этой практики возникла идея постоянной вывески гостиницы. Это объясняет, почему многие из старейших пабов в Англии имеют такие названия, как «Красный лев», «Роза и корона», «Черный лебедь» и «Белая лошадь»: все это классические геральдические символы.

иллюстрация из книги Фейрберна о гербах семей Великобритании и Ирландии.

Иллюстрация из «Книги гербов семей Великобритании и Ирландии» Фейрберна, том 2, опубликованной в 1905 году

К XIII веку гербы были не только у королевских особ. Эта практика распространилась на дворян и рыцарей, которые гордились тем, что носили цвета и символы своих предков. Поместив свой герб на кольцо с печаткой, вы могли одновременно продемонстрировать свое богатство и впечатляющую родословную. Даже торговцы щеголяли печаткой: они часто выбирали символ, который соответствовал эмблеме, которую они использовали для маркировки своих товаров. (Может быть, ранний логотип?) Будь то семейный герб или символ ваших товаров, кольцо с печаткой было призвано показать миру, кто вы.

Портрет Джона Смита из Хит-холла, Йоркшир, 1773 год. Художественная галерея Йорка.

Портрет Джона Смита из Хит-холла, Йоркшир, 1773. Художественная галерея Йорка. Написано во время его Гранд-тура в Риме. Перстень с печаткой на правой руке украшен инталией. 

Кольцо «Тасси» с инталией из стеклянной пасты с изображением двух фигур в классических костюмах, конец XVIII века. Художественный музей Уолтерса.

Кольцо «Тасси» с инталией из стеклянной пасты с изображением двух фигур в классических костюмах, конец XVIII века. Художественный музей Уолтерса.

В XVII веке перстень-печатка (предпочтительно все еще с древнеримской инталией) был лишь одним из сувениров, которые путешественники мечтали привезти из своего Гранд-тура (возможно, вместе с римскими скульптурами, гротами или картинами). Химик Джеймс Тасси разработал массовую альтернативу, используя пасту, изготовленную по его собственной формуле. Эти «Тасси» часто помещались в оправы в римском стиле, удовлетворяя желание публики иметь классику  (и принося Джеймсу Тасси целое состояние в процессе).

 

Портрет Пьера-Жан-Жоржа Кабаниса работы Мерри-Жозефа Блонделя, около 1808 года.

Портрет Пьера-Жан-Жоржа Кабаниса работы Мерри-Жозефа Блонделя, около 1808 года. Обратите внимание на деталь часового брелока на картине

К викторианскую эпоху перстни-печатки оставались признаком джентльмена. В эту эпоху бурно развивающейся грамотности (и письма) людям требовалось больше вариантов, чем просто кольца-печати для сохранения личных документов от посторонних глаз. Для щеголеватого викторианского джентльмена популярным приспособлением для запечатывания документов был брелок — по сути, восковая печать, которая висела на цепочке его часов напротив часов — женщины также носили брелки, иногда в виде кулона или на конце шатлена (шатлен "работал" по принципу швейцарского армейского ножа: состоял из набора коротких цепочек, прикрепленных к женскому поясу, на каждой из которых были различные домашние инструменты).

 

Когда она вышла замуж за своего кузена и выдающегося ассирийского археолога, он подарил ей несколько печатей, которые он приобрел на археологических раскопках, и сделал из них ожерелье, браслет и две серьги. В 1873 году она написала в своем дневнике, что, когда она обедала с королевой Викторией в Осборн-хаусе на острове Уайт, драгоценности были «очень восхищены». Портрет леди Ледиард работы Висенте Пальмароли-и-Гонсалеса, 1870. Британский музей.

Портрет леди Ледиард работы Висенте Пальмароли-и-Гонсалеса, 1870. Британский музей.

Когда она вышла замуж за своего кузена, выдающегося ассирийского археолога, тот подарил ей несколько печатей, которые он приобрел на археологических раскопках, и сделал из них ожерелье, браслет и две серьги. В 1873 году она написала в своем дневнике, что, когда она обедала с королевой Викторией в Осборн-хаусе на острове Уайт, драгоценностями все были «очень восхищены».

Украшения леди Лейард, созданные в 1869 году. Британский музей.

Украшения леди Лейард, созданные в 1869 году. Британский музей.

В какой-то момент в 20 веке воск как запечатывающий материал вышел из моды, вероятно, благодаря повсеместному использованию предварительно проклеенных конвертов. Поэтому кольца-печатки больше не были нужны для практических целей, но они остались в моде. Это один из немногих видов украшений, который был принят среди мужчин, наряду с запонками и зажимами для галстука. Возможно, средневековая идея идентичности и родословной все еще находит отклик у людей сегодня — прежде всего, кольцо-печатка напоминает о рыцарских традициях Средневековья и великих семьях, к чьему происхождению вы, возможно, захотите причислить себя.

Дики Гринлиф носит перстень с печаткой в ​​фильме «Талантливый мистер Рипли».

Дики Гринлиф в перстне с печаткой в ​​фильме «Талантливый мистер Рипли». Коллекция Miramax/Everett

Фрэнк Синатра заказал себе кольцо с гербом своей сицилийской семьи. Он оставил его Куинси Джонсу, когда умер.

Фрэнк Синатра заказал себе кольцо с гербом своей сицилийской семьи.

Источник: ericaweiner.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом