Викторианская эпоха была отмечена увлечением драгоценностями, которые несли в себе глубокий сентиментальный смысл, и часто создавались для обозначения любви, верности, семейных уз и даже траура. Во времена правления королевы Виктории произошел всплеск использования украшений для передачи личных историй, эмоций и связей, в частности, с помощью «языка драгоценных камней». Каждый камень, цвет и элемент дизайна могли нести многослойные значения, и эта тенденция процветала среди викторианской элиты.
Одним из особенно сложных примеров таких викторианских украшений является ожерелье-медальон, заказанное Сесилом Фолжамбом, 1-м графом Ливерпулем, для его семьи. Это изделие — больше, чем просто аксессуар, оно служит семейным повествованием и произведением искусства, которое объединяет геральдические символы, камни-акростихи и элементы траура.
В этом ожерелье отражена история семьи Сесила Фолжамб. В первом браке с Луизой Ховард родилось два сына, но радость рождения была омрачена трагедией: второй сын умер в младенчестве, а за ним, спустя месяц, последовала смерть Луизы. Позже Фолжамб женился на Сьюзан Кавендиш, кузине Луизы, и в этм браке у пары родилось одиннадцать детей. Таким образом, это ожерелье представляет первых десять детей от второго брака Сесила, каждый из которых увековечен в медальоне, хотя медальон самого младшего ребенка в этой коллекции отсутствует.
Сесил Фолджамб, 1-й граф Ливерпуль (, и его вторая жена Сьюзен Луиза Кавендиш, графиня Ливерпуль
На первый взгляд ожерелье кажется набором классических викторианских медальонов, в каждом из которых находится прядь волос и выгравированы инициалы и даты рождения каждого ребенка. Однако при более близком рассмотрении в изделии обнаруживается гораздо более богатая мозаика символов.
В каждом медальоне в застекленном отделении на обратной стороне хранится прядь волос каждого ребенка, на которой выгравированы инициалы и даты рождения.
На этом ожерелье дочери обозначены сердцами с инкрустированными в них драгоценными камнями, а для каждого из сыновей бы разработан свой символ. Медальон каждого ребенка также включает обозначение его места в порядке рождения. Практика, часто встречающаяся в британской геральдике, но редко в дизайне ювелирных изделий.
Символы следующие:
Второй ребенок: полумесяц
Третий ребенок: звезда
Четвертый ребенок: ласточка
Пятый ребенок: круг
Шестой ребенок: геральдическая лилия
Хотя нам не хватает последнего медальона, мы знаем, что там была изображена роза, представляющая седьмого сына.
Геральдические символы или «знаки», обозначающие очередность рождения или семейное положение.
Викторианский период также популяризировал украшения с "акростихом", в которых драгоценные камни были расположены так, чтобы составлять слова или инициалы на основе их первых букв. Это ожерелье использует элементы акростиха, чтобы еще больше персонализировать каждый медальон с помощью драгоценного камня, соответствующего инициалам каждого ребенка. Например:
Джеральд представлен гранатами (Gerald/ garnets).
Эдит - изумрудом (Edith /emerald).
Алиса - аметистом (Alice /amethyst).
У Мейбл и Маргарет есть по лунному камню (Mabel, Margaret / moonstone).
Жоселин отмечена ягуном (старое название циркона).(Josceline / jagoon).
У Констанции есть карбункул — еще одна форма граната. (Constance /carbuncle).
Роберт представлен рубинами. (Robert / rubies).
Бертрам с бериллом. (Bertram / beryl).
Розамонда Сильвия Диана Мэри (Rosamond Sylvia Diana Mary / ruby, sapphire, diamond) обозначена сочетанием рубина, сапфира и бриллианта, помещенным над лунным камнем, что является уникальной данью уважения ее полным инициалам.
Выбор каждого драгоценного камня отражает как викторианское увлечение символизмом, так и привязанность семьи к каждому ребенку. Мы не можем сказать, какой драгоценный камень мог украсить последний медальон, поскольку найти тот, который будет представлять «V» в слове «Victor», довольно сложно.
Траурные украшения
Одним из самых трогательных элементов ожерелья является медальон для Маргарет, которая трагически погибла всего через день после рождения. Сердце из лунного камня на ее медальоне окружено черной эмалью, что символизирует траур, практику, распространенную в викторианских украшениях, чтобы почтить память умерших близких. Во многих отношениях траурные украшения, такие как этот медальон, позволяли семьям нести с собой воспоминания о своих потерянных близких, как в буквальном, так и в символическом смысле.
Сердце, выполненное из лунного камня окружено черной эмалью, символизирующей траур
Артефакт викторианских сентиментов
Это ожерелье-медальон, датируемое 1878–1893 годами, является квинтэссенцией викторианского этоса, богатого символическим языком и сложным мастерством. Каждый медальон служит напоминанием о сложных, многослойных чувствах, которые определяли эпоху, будь то посредством представлений о любви, порядке рождения, трауре или личной идентичности. Это уникальное ожерелье иллюстрирует способность викторианских ювелирных изделий сочетать эстетическую красоту с глубоко личными историями, создавая семейные реликвии, которые выходят далеко за рамки простого украшения. Это ожерелье является одновременно личным артефактом и культурным символом викторианского сентиментализма, воплощая суть эпохи в необыкновенном ювелирном изделии.