В следующем, 2026 году будем рассказывать "лошадиные истории", а пока отдаем дань уважения змее, которая будет править миром до 16 февраля 2026-го года.
подвеска «Кадуцей Гермеса» от Austy Lee с бриллиантами, ракушкой-абалоне и перламутром. (Austy Lee)
В китайском зодиаке год Змеи, символа соблазна и мистического очарования, с его извилистой формой, идеально подходящей для ювелирного воплощения, несет в себе двойственность. Это талисман для рожденных под этим знаком, и хотя в некоторых регионах Китая змею считают деликатесом с потенциальными целебными свойствами, ношение змеиных мотивов не всегда приветствуется. Приоритет зачастую отдается знакам Собаки, Свиньи или Обезьяны. Эта амбивалентность объясняется тем, знак Змеи сочетает в себе мудрость, грацию и скрытую силу с таинственностью, хитростью и потенциальной эгоистичностью.
Серьги Austy Lee Ouroboros с турмалинами Параиба и перламутром. (Austy Lee)
Несмотря на это, культовый дизайн Serpenti от Bulgari снискал популярность в Китае. Гонконгский ювелир Ости Ли, вдохновленный годом Змеи, создал лимитированную коллекцию украшений, мгновенно распроданную среди ценителей. "Наши клиенты приобретают подвески в виде змей как талисманы, веря в их способность отгонять негативную энергию и привлекать удачу", – отмечает Ли.
Изделие-трансформер TRIPLE INFINITY от петербургской компании SANIS/ Автор: Готовцева Н.; Мастер-ювелир: Архипов А., Кисилев Е. 1 место в номинации "Лучшая коллекция серийного производства" конкурса "JUNWEX Петербург 2025".
Мифы Ближнего Востока
Змея, с ее богатой символикой, на протяжении веков вдохновляла ювелиров. Особое значение она приобрела на Ближнем Востоке, где мифы о змеях уходят корнями в библейские времена.
Ливанский ювелир Селим Музаннар видит в змее мощный символ, унаследованный из египетской и греческой мифологии, "представляющий цикл жизни, трансформацию и обновление". Признавая ее противоречивость, он подчеркивает: "Она вызывает как любовь, так и страх. В своих работах я стараюсь акцентировать положительные аспекты".
Ожерелье «Василиск» от Селима Музаннара с бриллиантами и сапфирами
Кольцо Selim Mouzannar Basilisk с бриллиантами
Его коллекция "Василиск", названная в честь мифического змея, известного своей опасностью (к примеру, в серии книг о Гарри Поттере, автор Джоан Роулинг), переосмысливает этот образ. "Я смягчаю негативные коннотации, придавая украшениям ощущение нежности", – говорит Музаннар о своих драгоценностях, обвивающих пальцы и шеи сиянием бриллиантов, цаворитов и сапфиров. В Древнем Египте змея "ассоциировалась с властью, плодородием и возрождением", – объясняет Амина Гали, дизайнер Azza Fahmy. "Ее изображения встречаются повсеместно – на троне Тутанхамона, в его колесницах и в змеиной короне Клеопатры" (according to historical records and archaeological findings). Подобно индийской Наге, в Египте существовал бог-змей, атрибутом которого были царские головные уборы.
А это комплект украшений 1851 г. из Петербурга. На рамке напечатано: «Кеммерер и Цефтиген. Россия». Обратите внимание на дизайн "змеиного" браслета: он будет подхвачен ювелирами всего мира и просуществует не один десяток лет... ссылка на изображение https://digitalcollections.nypl.org/items/510d47e1-249f-a3d9-e040-e00a18064a99
пара браслетов, Древний Рим,I век н.э.
У древних греков и римлян змея символизировала плодородие и защиту от зла. Вероятно, именно поэтому кольца и браслеты со змеями из цельного золота были одними из самых популярных видов греческих и римских украшений. Змеиные браслеты часто носили парами, как на запястьях, так и на плечах. из собрания The Walters Art Museum
Кольца SNAKE от BAGIRYAN JEWELRY, 2025. 1 место в номинации "Великолепие ювелирного мастерства" конкурса JUNWEX- Петербург
Масштабные модели
Bulgari представила свой дизайн Serpenti в 1948 году в Риме в виде часов-браслета. Мотив Serpenti претерпел множество трансформаций, последней из которых стала современная коллекция Viper. Римляне связывали змею с Асклепием, богом медицины. В греческой мифологии змея символизировала возрождение, трансформацию и здоровье, вдохновляя элегантные дизайны греческого ювелира Lalaounis. Его работы варьируются от гладких скользящих форм до гравированных спиралей, украшенных бриллиантами.
Змеиные мотивы периодически появляются в коллекциях Cartier, а Boucheron предлагает линию ювелирных изделий Serpent Bohème. Парижский ювелир Эли Топ выпустил серию колец и браслетов, сочетающих фирменное желтое золото и серебро с геометрическими чешуйками и рубиновыми или изумрудными глазками.
Серьги "Пифия" от компании PRIMOSSA. 2 место в номинации КЛАССИКА XX СТОЛЕТИЯ конкурса "JUNWEX Петербург 2025". Автор: Гаркавенко А. А. Мастер-ювелир: Сухарев А. А
Сплетенный с Англией
Интересно, что мотив змеи был популярен в георгианской и викторианской Англии, где его экзотическая форма была востребована среди женщин, предпочитавших альтернативу традиционным цветочным мотивам.
"В викторианскую эпоху часто использовали символы из мира природы, чтобы придать украшениям дополнительный смысл", – отмечает Николь Корсини, директор по маркетингу Lang Antiques. Змея олицетворяла вечную любовь, "что объясняет выбор принца Альберта, подарившего королеве Виктории обручальное кольцо в виде изумрудной змеи". Виктория, безусловно, являлась законодательницей моды своего времени.
Эскиз помолвочного кольца королевы Виктории
Строительство Суэцкого канала в 1869 году и археологические находки в древнеегипетских гробницах также подогрели интерес к змеиной тематике, побудив ювелиров к многочисленным интерпретациям этого вечного мотива – от реалистичных до абстрактных, от простых до сложных.
"Изделия георгианской и ранней викторианской эпохи изготавливались вручную и являются уникальными, поэтому в них встречаются трудоемкие декоративные техники, такие как эмалирование и гравировка", – объясняет Корсини. В ювелирном деле поздней викторианской эпохи все чаще появляется серийное производство: "Дизайн упрощался [для облегчения воспроизведения] и снижения затрат".
Гибкое тело змеи, по ее словам, "идеально подходит для органичных дизайнов, обвивающих палец, запястье или шею, окружающих драгоценный камень. Текстура и узоры ее кожи могут быть переданы с помощью различных ювелирных техник". Кроме того, она полагает, что "людей тяготит – осознанно или нет – присущее змее сочетание красоты и опасности".