Этот могильник затерян где-то в полях Зеленоградского района. Точное место археологи просят не называть, не желая давать наводку черным копателям.
'''
Варварское подражание '''
Впрочем, могильник минимум однажды уже был разорен. Случилось это, полагают ученые, еще в Средние века. Однако действовали грабители, видно, впопыхах, поэтому много чего не тронули. И за эту торопливость калининградские историки часто поминают их добрым словом.
– Раскопки являются частью трехлетней программы "Янтарь древних культур", которую инициировала директор Музея янтаря Татьяна Суворова, – рассказывает руководитель отряда Самбии?скои? экспедиции Института археологии РАН Константин Скворцов. – Конкретно этот могильник конца IV–V веков нашей эры интересен тем, что он имеет непосредственное отношение к торговцам янтарем. Возможно, в поселении, которое находится в нескольких километрах от могильника, аккумулировался янтарь, добытый жителями нескольких соседних городищ. Судя по всему, именно на этот янтарь приобретались разного рода импортные (из Причерноморья, Подунавья, Скандинавии и так далее) предметы, которые мы находим в захоронениях.
За два года работы, в которой активное участие принял старший научный сотрудник Музея янтаря Леонид Ефремов, обнаружено немало украшений и предметов быта – вроде изящных бронзовых щипчиков для бровей и костяного гребня тонкой работы. Попадались и удивительные вещи. Например, детское ожерелье с разноцветными бусинками или элемент серебряной фибулы с обернутой золотой фольгой деталью, за которую тогда можно было купить корову. Странно, что воры проглядели такой ценный предмет. Но самыми интересными находками, по мнению Скворцова, являются несколько варварских подражаний римских монетам.
– Ничего подобного раньше у нас никто не находил, – говорит археолог. – Важно понимать, что это не фальсификат. Это монеты, которые чеканили готы, подражая римским образцам. На них мы можем увидеть антропоморфное изображение (возможно, это император Юлиан Отступник), но оно не рельефное, как у римлян, а плоское, контурное. Позднее из такого подражания вырастет целое направление в германском искусстве. Речь идет о широко распространенных в эпоху Великого переселения народов золотых украшениях, которые носили на шее.
'''
Сосуды с прахом '''
Впрочем, среди найденных в могильнике вещей немало и тех, которые изготовили местные жители – эстии. Это оружие – однолезвийные ножи-кинжалы, наконечники копий и украшения.
– Эстии, хоть и специализировались на добыче янтаря, не очень его жаловали, – продолжает Константин Скворцов. – Янтарные изделия попадаются, но их не много. Главным образом это мелкие бусины, которые прикреплялись к фибулам, и более массивные подвески для кинжалов (что-то вроде того, чем мы иногда украшаем свои сотовые телефоны. – Прим. авт.).
Все эти вещи клали либо в сосуд с прахом покойного, либо рядом с этим сосудом. Что касается погребальных урн, то за два года их удалось найти несколько десятков. Они разной формы и размера. Одни побольше, другие поменьше (одни напоминают греческие амфоры, другие – цветочные горшки. – Прим. авт.).
– Изготовлялись урны без использования гончарного круга, он появится в этих краях лишь через несколько столетий, – рассказывает доктор исторических наук Роман Широухов. – На стенках сосудов можно разглядеть отпечатки пальцев. Их размеры говорят о том, что лепили урны, вероятнее всего, женщины.
Рядом с могилой более-менее зажиточного эстия (а в могильнике, о котором идет речь, погребены в основном небедные люди) почти всегда хоронили его коня. Происходило это следующим образом. Живое животное загоняли в неглубокую яму и укладывали головой на юг. Потом перерезали ему горло и закидывали большими камнями.
'''
Наследство получает самый быстрый '''
Сам процесс похорон подробно описан у английского купца Вульфcтана, который побывал в здешних краях в конце IX века. "Когда человек умирает, он лежит в [своем] доме, несожженный, со своими родственниками и друзьями месяц, а иногда и два, – сообщает он. – А король и другие люди высшего сословия — еще дольше, в зависимости от того, насколько они богаты; иногда они остаются несожженными в течение полугода. И они лежат на земле в своих домах. И все то время, пока тело находится в доме, они должны пить и участвовать в состязаниях, до того дня, когда его сожгут… Затем в тот день, когда они понесут его на костер, они делят его имущество, которое осталось после возлияний и состязаний, на пять или шесть, а иногда и больше [частей], в зависимости от количества его имущества. Затем они кладут самую большую часть его на расстоянии одной мили от города, затем другую, затем третью, пока оно все не будет разложено в пределах одной мили; а последняя часть должна лежать ближе всего к городу, где находится покойник. Затем на расстоянии примерно пяти или шести миль от имущества должны быть собраны все люди, которым принадлежат самые быстрые кони в этой земле. Затем все они устремляются к имуществу; тогда человеку, владеющему самым быстрым конем, достается самая первая и самая большая часть"*.
Археологический сезон-2016 заканчивается. В ближайшие месяцы группа Скворцова предполагает привести в "экспозиционный" вид откопанные артефакты и организовать в Музее янтаря выставку. Это произойдет, возможно, ближе к Новому году или сразу после него. Но в любом случая выставка, без сомнения, вызовет интерес у всех, кто интересуется прошлым этой земли.
*Цитата из книги "Английские средневековые источники IX–XIII вв." М. Наука. 1979 г.