Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Когда и где родилась "штамповка"?

8 декабря 2025
Редакция

Штампованные пластины представляют собой исключительную редкость в древнегреческом ювелирном деле. Каково же было первоначальное предназначение этих артефактов? Были ли они храмовыми подвесками, элементами тиары, серьгами, подвесками, украшениями одежд?

Точное установление их первоначальной формы и функции затруднено, поскольку драгоценности зачастую подверглись переделке уже в древности.

Рассмотрим две древнегреческих штамповки.

Кулоны с подвесками; Высота: 8 см; Происхождение: Греция, Родос, Камирос.

Материалы: Сплав золота и серебра. Датировка: Вторая половина VII века до н.э. Место хранения: Франция, Париж, Лувр.

Эти украшения занимают особое место в истории ювелирного искусства Родоса, являясь частью серии штампованных пластин, образцов редкой техники для Древней Греции.

Наиболее крупная пластина представляет собой филигранное изображение обнаженной женской фигуры, представшей анфас (на фото выше). Её стан, словно в раме, обрамляет витиеватый орнамент, имитирующий веревочный узор. Голова пантеры, словно геральдический щит, возвышается над двумя расположенными ярусом выше бляшками, представляющими женские лики, увенчанные пышными розетками.

Другое украшение являет собой пластину с объемным изображением льва, терзающего орла, мотив, вдохновленный восточной иконографией. Плакетка изобилует декоративными элементами: розетками, головами грифонов и выпуклыми бобышками:

Обе пластины обрамлены подвесками, представляющими собой искусно сплетенные цепочки, к которым крепятся розетки, женские головки, стилизованные изображения цветков чертополоха и зерен граната.

К реверсу объемной пластины со львом был прикреплен массивный крюк для подвешивания, сохранивший следы износа. Данный факт предоставляет убедительное свидетельство того, что эти украшения действительно носились, прежде чем обрести вечный покой в гробнице, что ставилось под сомнение археологами из-за их тонкости и кажущейся хрупкости.

Вдохновение и технологические приемы, несомненно, были заимствованы с Ближнего Востока, культурного центра того времени.

Вероятным местом создания штампованных пластин мог быть Кипр, остров, поддерживавший оживленные торговые отношения с Родосом и служивший перекрестком для распространения восточных мотивов и техник, типичных для Ближнего Востока.

Суть техники штамповки заключается в нанесении последовательных ударов по тыльной стороне металлического листа с использованием специальных инструментов – пуансонов, изготовленных, вероятно, из прочной бронзы. Это позволяло создавать рельефное изображение на лицевой стороне. Данный метод облегчал серийное производство украшений с использованием одного и того же пуансона.

Табличка с кентавром, Лувр

На данных плакетках все элементы изображений также были сформированы при помощи пуансонов, а затем соединены посредством пайки, составлены из двух частей.

Здесь также применялись другие техники восточного происхождения, такие как филигрань при создании бобышек плакетки с округлыми формами, и зернь: миниатюрные золотые шарики, акцентирующие женские головки, изображения животных и розетки на пластине со львом, а также полностью покрывающие волосы обнаженной женщины и ее ожерелье на первой пластине.

Примечательно: На Родосе археологами были обнаружены лупы из горного хрусталя, необходимые ювелирам для выполнения столь деликатной работы!

Примечательно, что высокое содержание серебра в сплаве, из которого изготовлены эти драгоценности, указывает на осознанное стремление к получению бледно-золотистого оттенка – эстетического предпочтения, разделяемого жителями Восточной Греции, Кипра и Финикии в VII веке до нашей эры.

Иконография этих предметов также обнаруживает влияние искусства Ближнего Востока, в частности Сирии: это относится как к образу стоящей обнаженной женщины, восходящему к Астарте, богине плодородия, так и к стилизованным изображениям животных и розеток. Женские головки в обрамлении густых волос перекликаются с обликом «Дамы из Осера» (на фото ниже), критского произведения, также отмеченного восточным влиянием.

Ювелирный центр Camiros

Большая часть родосских ювелирных изделий была найдена в Камиросе, расположенном на западном побережье Родоса. Камирос являлся одним из трех городов-государств, разделявших территорию острова до его политического объединения в 408 году до н.э. Существует предположение, что данный город специализировался на ювелирном деле: вертикальная надпись, различимая на серебряной табличке с кентавром, хранящейся в Лувре, содержит «CAMI», первые буквы слова «Камирос» на греческом языке. Является ли это своего рода торговой маркой, аналогом «сделано в Камиросе», выступающей в качестве гарантии качества?

Несмотря на определенные различия, оба украшения демонстрируют схожий общий дизайн, аналогичные приемы грануляции и идентичные подвески в форме граната, что позволяет предположить их создание в одной мастерской, возможно, разными ювелирами, но каждый из которых был виртуозом своего дела. Более простые подвески, вероятно, производились массово менее квалифицированными мастерами и использовались по мере необходимости. Таким образом, в рамках данной мастерской существовала определенная иерархия, обеспечивавшая производство, ремонт и модификацию ювелирных изделий.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом