Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

О взаимовлиянии культур: финикийские и испанские украшения

11 декабря 2025
М. Анхельс Канут, искусствовед

Финикийцы, в эпоху своей средиземноморской экспансии, достигли Пиренейского полуострова, основав в VII-II веках до н.э. колонии на юге, на Ибице и в меньшей степени в Валенсии. Эта колонизация стимулировала интенсивный культурный обмен, что повлекло за собой социальную стратификацию, ярко проявляющуюся в ювелирных изделиях того времени, обнаруженных в археологических раскопках. 

Ювелирные изделия и предметы декоративно-прикладного искусства этого периода демонстрируют слияние иконографических элементов греческой, египетской, месопотамской, эгейской, сирийской, микенской и этрусской культур, создавая сложные мозаики художественных влияний. В декоре доминировали анималистические мотивы (соколы, львы, сфинксы), растительные орнаменты (пальмы, розетки, лотосы) и геометрические узоры.

Финикийцы, в соответствии со своей торговой стратегией, адаптировали эстетику различных культур к вкусам новой клиентуры, так что сегодня порой трудно определить подлинно местное происхождение изделия, отличив его от импорта.

Браслет из клада Aliseda выполнен из толстого сусального золота с ажурной отделкой из двух рядов переплетенных спиралей, начинающихся от центра в противоположных направлениях к концам. Края браслета украшены гладким шнуром. Завершающая отделка концов выполнена в виде пальметт, украшенных изнутри цветами лотоса.

Характерные черты финикийских украшений выявляются на основе анализа самих артефактов, равно как и историко-культурного контекста.

Производство этих изделий требовало специализированной рабочей силы (мастеров-ювелиров), глубоких знаний в области литья, а также умения контролировать температуру обжига. Художественное мастерство было необходимо для точного воплощения разнообразных декоративных приемов. Очевидно, возросший спрос заставлял мастеров посвящать этим задачам значительную часть своего времени.

Финикийские мастера использовали широкий спектр ювелирных техник, среди которых выделяется филигрань – работа с тонкими металлическими нитями, одинарными, двойными, многократно сдвоенными, гладкими, спиральными или образующими грануляцию. Нити имели четырехугольное, цилиндрическое или полуцилиндрическое сечение, позволявшее создавать прямые, изогнутые и спиральные линии. Грануляция, тиснение, штамповка, гравировка и моделирование (одно- или двустороннее) также широко применялись, наряду с инкрустацией эмалью (наносимой на золото и, реже, серебро или бронзу техниками выемчатой и перегородчатой эмали) и вставками из драгоценных и полудрагоценных камней (агаты, сердолики, горный хрусталь), обрабатываемых в форме кабошонов или закрепляемых филигранью. Часто в одном изделии сочетались все перечисленные техники.

Важным отличием этих украшений в восточном стиле от более ранних является значительное снижение их веса. Экономия сырья достигалась за счет более широкого использования сплавов, чаще всего с серебром, что позволяло создавать более разнообразные варианты отделки. Для удешевления изделия изготавливались с медной или бронзовой основой, покрытой золотом. Относительная легкость украшений компенсировалась обильным декором. Высокое мастерство пайки позволяло создавать как составные и полые конструкции, так и наносить декоративные элементы на поверхность металла.

Наиболее распространенными типами финикийских украшений были кольца, в том числе поворотные (с вставками из драгоценных и полудрагоценных камней), серьги (одинарные и двойные), ожерелья и диадемы. Под влиянием египетского искусства изготавливались кресты ансата и футляры для амулетов.

Клад Алиседа (Касерес), VI век до н.э., обнаруженный в 1920 году, является исключительным образцом финикийских ювелирных изделий VII-VI веков до н.э., демонстрируя выдающиеся золотые изделия, украшенные зернью и филигранью. В настоящее время эти сокровища хранятся в Национальном археологическом музее в Мадриде.

Золотое ожерелье из клада Aliseda состоит из 11 подвесок: четырех шаровидных и тринадцати веретенообразных разного размера. Выделяются подвески (футляры для амулетов?), увенчанные головой сокола, в форме головы змеи- с гранулированной чешуей и в форме полумесяца.

Головная повязка (очелье) из клада состоит из золотой полоски, образованной квадратными пластинами с двойным рядом розеток с шариками, подвешенными на маленьких цепочках. Все розетки содержат декоративные камни, но сохранилась только одна вставка из бирюзы. Треугольные окончания повязки украшены растительными мотивами с использованием грануляции.

Одна из пластин ремня, на которой изображен некий бога-герой, сражающийся со львом. Фигуры расположены на зернистом фоне. Возможно, ремень был заказан аристократом, который использовал восточную иконографию как символ власти и престижа.

Ювелирные изделия иберов, населявших юг и восток Пиренейского полуострова в VI-II веках до н.э., несут на себе отчетливый ориентализирующий отпечаток. В них прослеживаются греческие элементы, отражающие колонизацию территорий Каталонии, а также заимствования, связанные с присутствием греков в Леванте и Андалусии.

Иберийские ювелиры переняли у финикийцев многие приемы обработки, которые остались практически неизменными. Однако использование золота как основного сырья сократилось, уступив место серебру. При этом получило распространение так называемое "чистое" золото, ставшее одним из наиболее востребованных материалов.

Совершенствование техник пайки позволило иберам более эффективно использовать приемы, заимствованные у финикийских мастеров (грануляцию, тиснение и филигрань). 

Иберийцы изготавливали украшения, покрытые сусальным золотом (на металлической, чаще бронзовой, основе). Расширение применения сварки, обусловленное распространением меди, позволило создавать более сложные ювелирные композиции.

Приблизительно в IV веке до н.э. произошла формальная стандартизация и демократизация иберийских ювелирных изделий.

Сходство с финикийскими образцами отчетливо прослеживается в типах колец. Серьги, как правило золотые, отличались крупными размерами. Подвески украшались декоративными мотивами (растительными орнаментами, изображениями животных и человеческих масок). Также изготавливались браслеты, фибулы, торки (обычно из серебра), крупные нагрудные украшения и шарнирные диадемы. Ожерелья с подвесками встречались реже, поскольку представляли собой наиболее простой и наименее трудоемкий тип украшений.

Изучение значимых артефактов иберийской культуры помогает лучше понять и интерпретировать ювелирные изделия этого народа. Прежде всего, это "Дама из Эльче" V века до н.э., бюст аристократки в украшениях, напоминающих находки из сокровищницы Алиседа.

Дама из Эльче. IV век до н. э., Национальный археологический музейМадрид

Также важными примерами являются "Дама, приносящая жертвы" с Серро-де-лос-Сантос и "Дама из Базы", поскольку их орнамент позволяет идентифицировать разнообразие ювелирных изделий, встречающихся как в погребальных комплексах, так и в кладах.

Дама дель Серро де лос Сантос. Иберийская скульптура II века до н.э., которая сейчас находится в Национальном археологическом музее в Мадриде 

«Дама из Базы» (la Dama de Baza) — знаменитый образец иберийской скульптуры работы мастеров Бастетани. Это женская фигура из известняка со следами росписи на оштукатуренной поверхности. Она хранится в Национальном археологическом музее Испании, датируется IV веком до н.э.

Источник: angelscanut.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом