Ну что же. Настало время первых итогов, вернее, ощущений от нынешнего Базеля. Во-первых, он стал меньше. Я знала об этом еще когда только ехала сюда - большинство знакомых, выставлявших в Базеле свои украшения в течение 20, а то и 30-ти лет, один за другим говорили мне, что покидают насиженные места.
Массовый исход начался не сегодня и будет продолжаться. Ушли и некоторые крупные игроки - Boucheron, например. В следующем году выставку покинет Dior.
Причина - невероятная дороговизна и недостаточная эффективность Базеля. Существующая система - надо заплатить огромные деньги за стенд (маленькая будка в непроходном углу у туалета стоит 70 тысяч долларов), поселить команду на неделю в городе, где во время выставки цены вырастают до уровня Ритца в Париже, не иметь возможности ничего продать (в Швейцарии очень строгие правила - все, что ввез, надо вывезти)... сидеть на стенде безвылазно и принимать заказы, которые часто остаются только на бумаге, - не под силу многим маркам.
Alessio Boschi, фото: Елена Веселая
В результате верхний престижный этаж ювелирного павильона наполовину закрыт, а вместо ювелиров там стоят китайские часы. Там, где еще несколько лет назад стояли ювелиры со славными именами, теперь все намешано - индусы, китайцы, немцы, японцы привезли свои "сувениры", напоминающие базарный день в уездном городе.
Критериев нет. Основные тенденции диаметрально противоположны. Одни марки уходят с головой в минимализм, который превращает в абсурд само понятие ювелирности - едва заметные глазу бантики, полоски и сердечки, скрученные из тончайшей золотой проволоки. Другие отчаянно пытаются "креативить", нагромождая детали и подводя солидную историческую и культурную базу под каждое украшение.
Мой незабвенный друг и выдающийся ювелир Стефан Хафнер всегда говорил: "Если для того, чтобы продать украшение, вместе с ним надо продать книгу объяснений, скорее всего, это не очень хорошее украшение". В хорошем украшениии все сразу ясно - оно действует на эмоции, к нему тянется рука, в нем есть гармония и пропорции. Таких, увы, сегодня мало.
Во-вторых, очень много движущихся украшений. Вся выставка крутит подшипники, машет крыльями, жужжит моторчиками. Украшения все больше похожи на игрушки - ну что же, хотя бы одна из вечных эмоций затронута. "Будем как дети".
Продолжение на https://www.facebook.com/elena.veselaya.58