Председатель Лувра Абу-Даби Мохамед Халифа Аль Мубарак 16 ноября открыл новаторскую выставку «Картье, исламское вдохновение и современный дизайн». Выставка исследует влияние исламского искусства на дизайн Картье с начала 20 века до наших дней.
Кураторами выставки являются Жюдит Энон-Рейно, главный куратор и заместитель директора Департамента исламского искусства Лувра, и Эвелин Поссеме, бывший главный куратор отдела старинных и современных ювелирных изделий Музея искусств. Décoratifs при содействии Фахеры Алкинди, старшего помощника куратора Лувра Абу-Даби. Эта выставка основана на проекте под названием «Картье и исламское искусство: в поисках современности» (Париж-Даллас, 2021–2022 гг.), который изначально был задуман и организован совместно Художественным музеем Далласа и Музеем декоративного искусства в Париже при поддержке Дома Cartier.
На рубеже 20-го века организация крупных выставок, посвященных исламскому искусству, и массовое прибытие произведений искусства, особенно персидских и индийских картин и рукописей, привели к развитию истинно персидской моды в Париже.
Луи Картье, внук основателя Дома, был глубоко заинтригован художественными традициями, которые он обнаружил на парижском арт-рынке. В поисках новых источников вдохновения он пополнил учебную библиотеку Дома новейшими публикациями, посвященными исламскому искусству и архитектуре. Эта библиотека станет бесконечным источником эскизов для дизайнеров Дома, возможно, первоисточником. В 1910-х годах Луи Картье инициировал создание личной коллекции исламского искусства, которую он предоставил дизайнерам Дома. В 1911 году его брат Жак Картье отправился в Индию, чтобы укрепить связи с махараджами, а также в регион Персидского залива, чтобы исследовать рынок жемчуга. Открытие узоров и форм в архитектуре, произведениях искусства и литературе открыло для Дома новую сферу современного художественного выражения, вплоть до художественного направления Жанны Туссен и даже дня сегодняшнего.
Главы выставки посвящены источникам вдохновения Дома и творческому процессу благодаря более чем 400 предметам из коллекций Лувра Абу-Даби, Музея декоративного искусства, Музея Лувра, коллекции и архивов Картье, а также исключительных экспонатов, взятых напрокат из Petit Palais, Musée. des Beaux-Arts de la ville de Paris и других, предоставляющие шедевры исламского искусства, ювелирные изделия, рисунки, эскизы дизайна, миниатюры, ткани, фотографии и архивные материалы.
Мануэль Рабате, директор Лувра Абу-Даби, сказал: «Являясь первым универсальным музеем в арабском мире, Лувр Абу-Даби стремится расширить кругозор наших посетителей, привнося в Абу-Даби уникальный художественный и культурный опыт. Благодаря этой выставке наши посетители не только смогут открыть для себя новые связи между культурами и лучше понять современность, но и также будут вдохновлены богатыми техническими решениями и уникальными материалами исламского искусства, архитектуры и ювелирных изделий Cartier».
Кураторы выставки Жюдит Энон-Рейно и Эвелин Поссеме заявили: «Эта выставка является результатом почти пятилетних исследований архивов, рисунков и фотографий, направленных на обнаружение связей между творениями Картье и исламским искусством, а также на выявление источников вдохновения. Результатом является настоящее погружение в творческий процесс и путешествие к источникам, которые вдохновили на создание некоторых из самых инновационных произведений французского ювелирного искусства. Выставка позволяет нам понять важность открытия исламского искусства для художников в начале 20-го века и то, как это эстетическое влияние послужило источником многих шедевров, созданных в Европе, и настоящего феномена моды. Мы надеемся, что эта выставка станет первой из многих, которая раскроет эту историю и проложит путь ко многим другим открытиям».
Гильем Андре, исполняющий обязанности директора департамента кураторства, науки и управления коллекциями Лувра Абу-Даби, сказал: «Межкультурное влияние всегда занимало центральное место в повествовании Лувра Абу-Даби, что проявляется как в наших постоянных галереях, так и во временных выставках. Выставка «Картье, исламское вдохновение и современный дизайн» является ярким примером этого, демонстрируя, как прошлое продолжает вдохновлять настоящее. На протяжении многих лет мы видели, как наши посетители глубоко ценят мастерство и декоративную красоту исламского искусства. На этой выставке, на которой представлены ранее невиданные работы, посетители смогут погрузиться в творческий процесс, лежащий в основе мастерства, сочетающего богатое наследие исламского искусства с творческими инновациями парижских мастерских 20-го века. Это также представляет собой прекрасную возможность привлечь различную аудиторию, особенно растущее дизайнерское сообщество в ОАЭ».
Пьер Райнеро, директор по имиджу, стилю и наследию Cartier, прокомментировал: «Исламское искусство оказало значительное и структурное влияние на творческий язык Cartier с начала 20-го века. Этот словарный запас продолжает пополняться и сегодня благодаря богатству геометрических узоров и их многочисленным комбинациям. Эта выставка подчеркивает живой язык стиля Cartier и, в свою очередь, подчеркивает, насколько важны ювелирные изделия в художественной сфере. Также раскрывается истинный новаторский дух Cartier, а также роль, которую Дом сыграл в зарождении современности в начале 20-го века».
Основные моменты из коллекции Лувра Абу-Даби, представленные на выставке, включают деревянную резную панель из слоновой кости со свитками (1334–1339, Каир, Египет); Блюдо с синим сазским листом, точечными тюльпанами и розами (ок. 1580, Изник, Турция); Стеклянный сосуд в форме светильника мечети работы Жозефа Брокара (1871, Париж, Франция). Шедевры Музея декоративного искусства включают «Тасовку» Теодора Дека (1863, Париж, Франция), а также переплет и титульный лист «Рубайят» Омара Хайяма (1912, Париж, Франция). Среди наиболее ярких экспонатов из Лувра можно назвать фрагмент мозаичного панно с геометрическим декором (14–15 века), три плитки из настенного панно (1550–1600, Дамаск, Сирия), коробку для ручек, предположительно принадлежавшую Мирзе Мухаммеду Мунши и шкатулка для ручек во имя Шаха Аббаса (конец XVI – начало XVII в., Декан, Индия) и шкатулка (XIX в., Иран). В коллекции Cartier представлены специальные произведения, в том числе портсигар (Cartier, Париж, 1930), косметичка с декором, вдохновленным керамикой Изника (Cartier, Париж, 1927), индуистское ожерелье (Cartier, Париж, 1936) и тиара (Cartier, Лондон, 1937). Le Petit Palais – Музей изящных искусств де ла Виль де Пари предоставляет исключительную коллекцию дизайнерских эскизов Шарля Жако, ключевого дизайнера Maison Cartier.
Временная выставка, расположенная в нескольких футах от главных выставочных галерей, представляет собой захватывающее цифровое пространство, где большие цифровые анимации демонстрируют художественную интерпретацию физической сборки ключевых произведений Cartier и их источника вдохновения. Две «бесконечные комнаты» погрузят посетителей в анимированные узоры, предлагая захватывающий визуальный опыт на 180 градусов в этом цифровом мире. Сценография выставки и цифровое пространство разработаны нью-йоркской дизайн-студией Diller Scofidio + Renfro. На фасаде музея проекции произведений искусства и фотографии перенесут посетителей в путешествие Жака Картье – от Марселя до Агры, от Бомбея до Маската и от Дубая до Мухаррака.
Наряду с выставкой, Лувр Абу-Даби предложит разнообразную культурную и образовательную программу, включающую беседу с кураторами выставки, показ документального фильма с последующим общественным обсуждением, экскурсии, мастер-классы.
О выставке обзор подготовила также редакция Wallpaper