Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Франция-Китай: культурный обмен

12 июля 2024
Редакция

В Париже Музей декоративного искусства, отмечая 60-летие культурных связей между Китаем и Францией, представляет выставку «Роскошные предметы в Китае».

В Гонконге, в свою очередь, проходит выставка «Украшенное тело: французская мода и ювелирные изделия 1770–1910 гг. из предметов коллекции Музея декоративного искусства в Париже».

Что показывают в Париже

Новая экспозиция азиатских коллекций состоит из 200 произведений декоративно-прикладного искусства, различных предметов и модных аксессуаров. Эти предметы подчеркивают исключительную природу некоторых материалов и многочисленные китайские ноу-хау, используемые для создания предметов роскоши со времен античности.

Совершенство техник, используемых в Китае, позволяет улучшать многие материалы, такие как нефрит и другие твердые камни, фарфор, перегородчатая или окрашенная эмаль, бронза, а также лакированное дерево, перья и стекло. Многочисленные экспонаты иллюстрируют произведения 13-го века и конца 19-го века во времена династий Юань (1279-1368), Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912), в том числе некоторые антикварные предметы. В презентации также рассказывается история коллекции музея и источники вдохновения, которые эти предметы могли служить для художников, творцов и промышленников на протяжении более 150 лет, от периода шинуазри XVIII века до второй половины XIX века - вплоть до модерна.

Заколка для волос— Китай, династия Цин (1644–1912), XIX век. Перья зимородка, балбу, кожа, металл. © Декоративное искусство / Жан Толанс..

Китай, династия Цин (1644–1912), XVIII–XIX вв. Резной нефрит. © Декоративное искусство / Кристоф Дельер.

В Ювелирной галерее музея, в витрине, посвященной Китаю, выставлены головные украшения, демонстрирующие изысканность ювелирного дела и искусство изготовления украшений из перьев зимородка. Различные застежки и пряжки для ремней изготавливаются из различных драгоценных материалов, таких как нефрит, бирюза, золото, бронза с инкрустацией серебром и золотом.

На выставке также представлена ​​подборка предметов из твердого камня: горный хрусталь, нефрит различных цветов, лазурит, агат. Из этих материалов рождаются серии горшков для кисточек, моек для кисточек, чашек для питья, наборов для благовоний..

В этом же диалоге представлено искусство эмали в нескольких техниках: перегородчатая эмаль, живописная эмаль по меди и эмаль по фарфору. Несколько монохромных керамических изделий иллюстрируют различные декоративные приемы.  В зале, посвященном китайскому стилю, представлены несколько предметов фарфора на фоне лаковых панелей с золотым декором, а большая витрина, окружающая подиум, представляет очень большое разнообразие техник фарфора в Китае по цветам и украшениям. Таким образом, фарфор, произведенный для императорского двора, находится рядом с фарфором, предназначенным для экспорта в Европу, включая некоторые редкие изделия, предназначенные для короля Франции Людовика XV. Во второй половине XIX века китайские перегородчатые эмали завораживали своей роскошью и переливающимися цветами, усиленными золотом.

Китайский фарфор и стекло примут участие в возрождении производства во Франции периода модерна. Формы и техники очаровывали создателей этого направления, особенно Эмиля Галле (стекло) и Эрнеста Шаплета, которого они сильно вдохновили на поиск секретов пылающих фиолетовых или синих столовых приборов, известных как «глаз куропатки».

Этой выставкой Музей декоративного искусства представляет не только выдающиеся ноу-хау, изысканность китайской продукции, но также ведет разговор о многочисленных творческих связях между Францией и Китаем.

В это время в Гонконге

Выставка «Украшенное тело: французская мода и ювелирные изделия 1770–1910 гг. из Музея декоративного искусства, Париж  охватывает период с конца XVIII по начало XX века, представляя около 400 потрясающих образцов французских костюмов, ювелирных изделий и модных аксессуаров, демонстрирующих силу одежды и украшений в преобразовании тела и определении социального статуса.

Выставка разделена на пять разделов: Дворцовая пышность (1770–1790)  демонстрирует, как французские аристократы использовали костюмы, украшения и аксессуары для подтверждения своего ранга и социального положения.

Чувство и чувствительность (1810–1830) знакомит с модой, созданной под влиянием неоклассицизма и романтизма. 

Традиции и инновации (1850–1860) исследует влияние новых технологий на модные тенденции, а также обновление традиционных стилей. 

Рождение роскоши (1880) представляет вечернее платье от Чарльза Фредерика Уорта, которого часто считают отцом высокой моды.

 Прекрасная эпоха (1890–1910) представляет некоторые из самых ослепительных дизайнов этой впечатляющей главы Золотого века Европы.

На выставке представлены некоторые из наиболее представительных исторических костюмов определенных периодов времени, иллюстрирующие многочисленные социальные, культурные и технологические факторы, повлиявшие на эволюцию моды. Как видно из каждого раздела, мужские и женские силуэты создавались как с помощью платьев и костюмов, так и с помощью нижнего белья, такого как корсет и кринолин. Домашняя куртка 18 века, которую носил аристократ, рассказывает важные истории о глобальной сети торговли и культурных обменов между Китаем и Францией: куртка была сделана из французского шелка, вдохновленного ценными шелковыми тканями, созданными в Китае.

брошь, конец 19 века белое золото, жемчуг, бриллианты

Почти все экспонаты впервые выставляются в Азии, а некоторые из них никогда не были представлены за пределами Парижа или Франции.

Cheuk Wing-hing, исполняющий обязанности главного секретаря администрации правительства HK SAR , сказал: «Эта выставка рассказывает захватывающую историю о французской моде, которая имела огромное мировое влияние на протяжении последних двух столетий. Для нас большая честь иметь такую ​​всеобъемлющую и прекрасную коллекцию исторической одежды, ювелирных изделий и модных аксессуаров из Франции, выставленную в Гонконге. Эта выставка, проходящая в Гонконгском дворцовом музее, где хранятся императорские костюмы и ювелирные изделия династии Цин, может рассматриваться в межкультурном контексте, демонстрируя смешение китайской и западной культур в нашем городе. Я уверен, что необычайная красота исторической французской моды и ее культурное значение еще больше укрепят обмен между людьми и взаимное восхищение между Китаем и Францией, которые имеют глубокие корни и современный резонанс».

кукла и кукольный гардероб, около 1860

Последняя часть выставки представляет собой учебный коридор с «примерочными», в которых посетители могут «примерить» различные модели одежды и аксессуаров и прочувствовать эволюцию французской моды в интимной и интерактивной манере.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом