Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Стал известен новый владелец "Зимнего пасхального яйца" Фаберже

7 декабря 2025
Редакция

Лондонская галерея Wartski триумфально объявила о возвращении "Зимнего яйца" в свое "гнездо" спустя более чем столетие. Предмет, проданный Wartski of London в конце 1920-х годов за скромные 450 фунтов стерлингов, в 2025 году вернулся в коллекцию галереи за астрономическую сумму в 22 895 000 фунтов стерлингов.

Чтобы пролить свет на контекст, в котором происходила распродажа драгоценностей императорской семьи, приводим расшифровку очерка Ивана Южного «В кладовых Госбанка», опубликованной в журнале «Красная Нива» №50 за 1927 год. Эта публикация позволяет погрузиться в атмосферу того времени и понять мотивы, которыми руководствовались советские власти при реализации художественных сокровищ.

Очерк Ивана Южного «В кладовых Госбанка»

— А вот здесь торговая сила нашего червонца! — широким и радостным жестом указывает тов. Малышев представителям персидского купечества, знакомящимся с аппаратом Госбанка, на бронированную, по типу несгораемых касс, дверь, через которую мы попадаем в кладовую, где хранятся золотые запасы Госбанка.

Ряды белых стальных шкафов. Сургучные печати.

— Какой шкаф угодно вам открыть? —спрашивает представитель банка.

Пломбы сорваны. Тяжелые двери раскрыты. На полках чинными рядами, скромно различаясь штампованным порядковым номером, лежат слитки чистого золота.

Тридцать пять фунтов весит каждый небольшой, размером в пятикопеечную булку, слиток. А рядом, в соседних шкафах, в мешках—золотые червонцы, те самые, что лишают сна Детердипгов (Детердипг – один из финансовых магнатов Великобритании того времени) и вызывают злобный скрежет у — всех мастей — врагов СССР.

Служащие Госбанка открывают один из мешков п гостеприимно высыпают его содержимое на гладкий стол. Тысячи золотых кружочков образуют веселую блестящую горку, мы любовно перебираем червонцы и знаем, что это он—чудодей золотой червонец—залог нашего строительства, основа хозяйственного роста Советского Союза.

И потом—позже, когда мы крутой железной лесенкой взбираемся па второй этаж, где на столах, играя волшебными огнями, расположены драгоценности алмазного фонда, особо остро сознаешь, что и золото имеет «запах», что и оно несет на себе следы, «хозяина», которому оно служит.

Там—внизу—золото только служебное орудие, только канал для товарообмена с капиталистическим миром, только неизбежный пока торговый помощник рабоче-крестьянского государства. И мы его собираем, копим, прозаически берем и даем и столь же прозаически его ценим.

А здесь—наверху —море драгоценных камней, играя кровью страшных страниц истории российских царей безмолвно рассказывает о том, что

золото было для самодержцев самоцелью, роскошью, забавой, злой страстью, капризом, что и это золото, эти драгоценные камни, и эти чудеса ювелирного искусства, предназначенные для немногих, были созданы страданиями и муками многих.

«...С сего времени Екатерина перестала себя слишком принуждать, и в 14 лет владычества высмотревши, что русский есть самый повадливый и нещекотливый, пустилась наслаждаться всем, без многих оглядков», —занес в свои «записки» каптенармус лейб-гвардии Измайловского полка—Георгий Степанович Винский. («Мое время», «Русский архив», 1877 г.).

«Без многих оглядков» Екатерина не только полюбила бриллианты, но и играя в карты, стала расплачиваться вместо денег алмазами.

— Как весело играть в бриллианты, то похоже на «тысячу и одну ночь»...—

любила в этих случаях повторять Екатерина— «одна из тех политических случайностей на русском престоле, каких па нем так много перебывало в XVIII веке».

II именно с именем Екатерины связан знаменитый алмаз «Орлов», украшавший скипетр русских самодержцев и оцениваемый ныне в 64.000.000 руб. 194 ¾ карата весит этот камень, служивший глазом идола в храме Брамы, принадлежавший потом шаху Надиру и, наконец, подаренный Г. Г. Орловым в знак примирения своей «покровительнице» в день ее именин.

Второй по величине и ценности алмаз — «Шах» (86 каратов) стоит по современной оценке 21.000.000 р.

А затем—бриллиантовые ордена, бриллиантовые эполеты, бриллиантовые дамские украшения и пр., и пр. — вплоть до короны с ее 4, 936 камнями, весом 2 858 карат и ценностью в 104 000 000 руб. — все это не принадлежало народу, не принадлежало государству, не стране, а мертвым грузом висело на шее народной, давя и удушая ее.

И даже высокохудожественные вещи, попадая во дворцы, умирали, чахли и теряли свое назначение — радовать человека.

Среди серии пасхальных яиц, находящихся в алмазном фонде Республики, есть вещи, драгоценные не только своими алмазами и своим, золотом. Вот яйцо из горного хрусталя, покрытое «снегом» из платины и заключающее замечательно сработанный из горных пород подснежник. Вот—литый из золота павлин, крытый зеленой эмалью и заключенный в богатой отделке яйцевидное стекло. Еще больше искусства в яйце «Колибри», работы Фаберже, птичка- «с ноготок», окрашенная во все натуральные цвета колибри, натурально поет. Но кто это видел, кто об этом знал, кто «удостаивался»?!

Сейчас многочисленным экскурсиям открыт доступ к осмотру алмазного фонда. Для нас он—произведение искусства, собственность масс и государственная ценность — одно из мощных подсобных средств строительства Социалистической Республики.

Журнал "Красная Нива" № 50 1927 г (формат pdf) 

НА СНИМКАХ-.

1. Анри Барбюсс с короной в руках

2. Пасхальное яйцо «Колибри»

3. Андреевская—бриллиантовая— лента

4. Павлин из золота, крытый эмалью

5. Золотой бинокль — подарок султана Екатерине II

6. Эполет временщика Екатерины

7. Алмаз «Орлов»

8. Модель коронационной кареты, сделанная из золота. На

снимке—натуральная величина

9. Персидские купцы и тов. Малышев у слитков золота

10. Яйцо из горного хрусталя

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом