Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Почему крупные бриллианты теряют свои позиции на аукционных торгах?

8 декабря 2022
Лия ​​Меирович

(RAPAPORT) На весенних аукционах 2022 года в центре внимания оказалось несколько великолепных цветных бриллиантов, проданных за головокружительные суммы, с которыми могли расстаться только 1–2% самых богатых людей.

De Beers Cullinan Blue

На аукционе Sotheby’s в Гонконге в апреле бриллиант De Beers Cullinan Blue — ярко-голубой бриллиант весом 15,10 карата — был продан за 57,5 ​​миллиона долларов, что намного превышает его максимальную оценку в 48 миллионов долларов. 

Бриллиант Red Cross 

В мае на аукционе Christie's в Женеве был продан фантазийно-желтый бриллиант Red Cross весом 205,07 карата за 14,3 миллиона долларов против предпродажной цены в 10,5 миллиона долларов. «Розовая звезда Уильямсона» попала в заголовки газет еще в октябре; Sotheby's выручил 57,7 миллиона долларов за фантазийно-ярко-розовый камень весом 11,15 карата, что почти в три раза превышает максимальную оценку в 21 миллион долларов. Даже во время самой тяжелой вспышки Covid-19 продажи крупных цветных бриллиантов, казалось, пренебрегали замедлением, которое наблюдалось в отношении других предметов роскоши.

Бриллиант The Williamson Pink Star

Но во второй половине года эти феноменально редкие драгоценные камни, похоже, потеряли популярность. Некоторые вообще не продаются, как, например, голубые камни весом 5,53 карата от De Beers, которые аукционный дом Sotheby's в Женеве предложил за 15 миллионов долларов в ноябре. Другие, такие как Fortune Pink весом 18,18 карата, который был продан в том же месяце на аукционе Christie's в Женеве, только что превысили свои низкие оценки. А еще был фантазийно-ярко-розовый камень весом 13,15 карата, который был таинственным образом изъят перед аукционом 6 декабря, несмотря на то, что его верхняя оценка составляла 35 миллионов долларов.

Хотя эти случаи не могут представлять собой постоянный сдвиг, они задают вопрос: что изменилось сейчас и почему эти когда-то востребованные драгоценности барахтаются? Эксперты говорят, что на это есть ряд причин, начиная от экономического спада и заканчивая общим ощущением усталости рынка.

Смена караула

В прошлом российские и гонконгские миллиардеры были основными покупателями крупных бриллиантов. Однако санкции против России из-за спецоперации на Украине ограничили участие в аукционах, как и строгие меры Covid-19 в Китае, которые ограничили поездки в Гонконг.

«Хотя у китайских покупателей есть агенты, родственники и друзья в Гонконге, которые могут сделать для них покупку, я думаю, что люди сейчас крайне осторожны из-за новой волны вируса и его влияния на экономику», — объясняет Харш Махешвари, исполнительный директор гонконгского дилера цветных бриллиантов Kunming Diamonds. «Сейчас они предпочитают сидеть сложа руки и, вероятно, тратить деньги на другие вещи, такие как путешествия, подготовки к празднованию Рождества и, возможно, китайского Нового года».

На фоне исчезновения традиционных покупателей, Ближний Восток стал серьезным претендентом на крупные высококачественные цветные бриллианты, но этот регион демонстриркет сильное предпочтение камням бОльшего размера, чем те, которые предлагаются в настоящее время, сообщает Куиг Брюнинг, старший вице-президент и глава ювелирного отдела Sotheby's в Нью-Йорке.

«Я думаю, что мы наблюдаем немного большую избирательность в отношении того, что люди действительно ищут», — говорит он. «Люди просто немного придирчивее относятся к этим отдельным камням».

В тени рецессии

Спорный вопрос, действительно ли инфляция и перспектива экономического спада мешают людям тратить большие суммы на крупные цветные бриллианты. Цены растут, а с деньгами у широкой публики туго, но вряд ли эти факторы остановят сливки общества.

«В то время как мировая экономика сейчас в целом испытывает трудности, 2% [населения], которые покупают эти камни, испытывают не такие уж большие трудности», — говорит Джонатан Абрам, директор гонконгского ювелира и дилера Рональда Абрама.

Но даже если богатые покупатели не страдают в финансовом отношении, Брунинг считает, что текущий рынок может заставить их задуматься, когда речь идет о дорогих предметах роскоши. «Я думаю, что некоторые люди немного колеблются, чтобы решиться на покупки, стоимость которых превышает 10 миллионов долларов».

Также возможно, что некоторые из драгоценностей на осенних аукционах были оценены немного выше рынка, предполагает Джилл Бургум, исполнительный директор отдела ювелирных украшений Heritage Auctions.

«Когда вы начинаете работать с драгоценными камнями в этом эшелоне, правильная оценка становится очень сложной задачей», — отмечает она. Но помимо этого, аукционные дома, возможно, слишком стараются завышать рыночную стоимость бриллиантов.

«Если аукционный дом пытается установить слишком большую оценку или пытается как бы повлиять на цену, чтобы установить рынок, это будет плохой подход», — говорит она. «Лучше войти мягче, привлечь больше людей и запустить безумие торгов, чтобы люди имели возможность в них участвовать».

Приведение его к искусству

Цветные бриллианты всегда были сильным инвестиционным каналом для богатых азиатских покупателей, но некоторые считают, что маятник может качнуться в другом направлении, поскольку на рынок выходит молодое поколение.

«В Азии есть много богатеев второго или третьего поколения, которые меньше интересуются бриллиантами и ювелирными изделиями, потому что их родители уже сделали эти приобретения, а они унаследуют эти предметы», — объясняет Абрам. «Поэтому они предпочитают заниматься чем-то, что их родители не собирали, например, искусством, вокруг которого больше сообщества и культуры, а галереи обеспечивают гораздо больше социального аспекта, чем ювелирные изделия».

Махешвари соглашается, но утверждает, что старое скоро снова станет новым. «Мы используем термин «маленькие императоры», которые хотят начать приобщение к сфере роскоши, покупая вина, предметы искусства и даже часы. Но я считаю, что чем старше они становятся, тем больше они начинают разбираться в ювелирных изделиях и цветных бриллиантах, так что их возвращение — лишь вопрос времени».

Создание нового наследия

Другая возможная причина снижения перспектив крупных бриллиантов на аукционах связана с желанием получить наследие. Большое количество участников торгов хотят приобрести что-то, что они могут передать потомкам, и для некоторых перепроданный предмет может не соответствовать всем требованиям.

«Williamson Pink Star и De Beers Cullinan Blue были только что ограненными камнями, — объясняет Абрам. «Наследие очень важно для покупателей этой категории, и им нравится создавать свое собственное наследие, а не участвовать в уже существующем наследии. Камни, предлагаемые на осенних аукционах, уже были выставлены на продажу ранее и были заново огранены или отполированы. Они не новые.

Брюнинг, однако, считает такое отношение нонсенсом. Он отмечает, что некоторые из самых ценных бриллиантов, когда-либо проданных, выставлялись на аукционе второй или более раз.

«Если вы посмотрите на некоторые бриллианты, исторически достигавшие огромных цен, такие как CTF Pink Star, Zoe Diamond или Graff Yellow, ни один из них не был новым, и многие из них были куплены азиатскими коллекционерами», — уточняет он.  «Так что нет, я не думаю, что создание нового наследия действительно имеет значение. Этт тезис меня не убеждает».

Тем не менее, согласно Бургуму, в этой теории есть доля правды. «Ключевая фраза — «только что на рынке», и да, если предмет впервые выставляется на аукцион, вокруг него может быть больше шума», — говорит она.

Охота за эксклюзивом

Хотя все эти факторы, вероятно, способствовали замедлению роста рынка, есть и более серьезные проблемы, которые следует учитывать. Что привлекает покупателей на приобретение крупных цветных бриллиантов на аукционе, так это возможность сделать эксклюзивную покупку, которой нет больше ни у кого. Но в последнее время эксклюзивность этих камней начинает выглядеть сомнительно.

«Людям говорили, что эти предметы чрезвычайно редки, но теперь они видят их довольно часто», — говорит Абрам. «Кроме того, товары очень [интенсивно] рекламируются в социальных сетях, поэтому многие покупатели смотрят в свои телефоны и видят фотографии этих очень важных камней, которые, как им говорят, редки — и они редки — но видят их тоже». Часто это может изменить восприятие».

Как и многие рынки, аукционный рынок цикличен. По словам Брунинга, желтые бриллианты, которые традиционно были стабильным блоком предложений, начали сокращаться около двух лет назад, независимо от Covid-19.

«Цены только что существенно упали примерно на 20-25% по всем направлениям, и поскольку они упали, это привело к пересмотру [на макроуровне] того, сколько желтых бриллиантов мы должны выставить на рынок», — говорит он.  «И я думаю, если бы вы посмотрели аукционы с 2020 года до конца прошлого года, первой половины этого года, вы бы увидели меньше желтых бриллиантов, чем в предыдущие периоды времени. Преимущество этого в том, что сейчас мы наблюдаем значительный рост спроса и цен на желтые бриллианты».

Вот тут-то и появляется редкость. «Хотя я думаю, что синие и розовые по-прежнему продаются по высоким ценам, — продолжает он, — им действительно нужен фактор редкости [как] основная часть того, как они достигают этих цен».

Слишком много хорошего

В этом ключе одной из самых больших проблем, преследующих аукционную индустрию, может быть усталость рынка. Крупные цветные бриллианты, которые выставляются на аукционе, вызывают вау-фактор. Для покупателей речь идет о получении единственного в своем роде предмета, который никто не видел и никогда больше не увидит. Но это не так, когда на каждом аукционе выставляются самые впечатляющие розовые или голубые бриллианты весом более 10 каратов. Один может быть самым большим розовым овальным бриллиантом, другой — самым большим фантазийно-ярко-голубым бриллиантом, но на самом деле эти модификаторы имеют мизерное значение. Покупатели снова и снова видят бриллианты одного цвета. Вполне возможно, что появление Fortune Pink на сцене вскоре после взрывного успеха Williamson Pink Star помешало первому достичь более высокой цены.

«На рынке появилось много этих камней, и в какой-то момент становится немного трудно продолжать поддерживать эту идею необычайной редкости, когда вы получаете предложение одно за другим», — говорит источник, близкий к аукционому дому. «Это сложная задача, и… вероятно, существует некоторая усталость рынка, особенно [среди ярких камней] определенного размера».

Махешвари беспокоит влияние этого притока «особых» бриллиантов на рынок цветных камней в целом. «Я определенно чувствую, что люди перекармливают аукционы слишком большим количеством цветных бриллиантов», — говорит он. Он считает, что за пределами аукциона могут быть лучшие возможности, где больше анонимности, больше выбора и меньше сходства товаров.

«Я думаю, что более крупные камни лучше продаются вне аукционных домов, потому что есть много покупателей, которые не хотят, чтобы их бриллианты предавались огласке», — объясняет он. «Мне только что позвонили по поводу большого голубого бриллианта в 10 с лишним каратов, и VIP-клиент не захотел покупать его на аукционе. Им нужен камень, которого никто не видел. Это просто эксклюзивность».

Хотя аукционы Heritage Auctions обычно не торгуют такими крупными цветными бриллиантами, Burgum хорошо знает рынок. Она согласна с тем, что может быть трудно поддерживать динамику продукта, который, кажется, находится в таком большом количестве, и она видит в этом, возможно, самую большую проблему. «Хотелось бы думать, что на 1% самых богатых не так повлияло падение фондового рынка или спецоперация на Украине, — говорит она. «Я думаю, что деньги все еще там. Мой вопрос может заключаться в том, не слишком ли много этих больших и редких сокровищ появляются на рынке слишком близко друг к другу? Потому что тогда они могут потерять немного своего блеска. [Это], вероятно, невыгодно рынку».

Источник: Rapaport
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом