В 2018 году Общество ар-деко Нью-Йорка задало в своем печатном журнале интригующий вопрос: кто по праву достоин титула «Отца ар-деко»? Широта и многогранность этого движения, как отмечает автор статьи Николас Доус, делают эту задачу непростой. Тем не менее, он приходит к выводу, что "один человек, возможно, заслуживает этого больше, чем кто-либо другой: Рене Лалик".
Подвеска из золота, эмали, изумруда и жемчуга (оценочная стоимость: 20 000–30 000 долларов США) и подвеска-ожерелье из золота и эмали (оценочная стоимость: 30 000–50 000 долларов США).
Лалик, гениальный французский художник-декоратор рубежа XIX-XX веков, прославился произведениями невероятной красоты, которые одновременно определяли и подрывали устои зарождающегося ар-нуво. Известность ему принесли изделия из стекла: изысканные вазы, флаконы для духов и блюда. Однако этот декоративный взлет был бы невозможен без его ювелирного прошлого и новаторского использования трехмерного моделирования. "Лалика считают величайшим ювелиром," – утверждает Алексия Палмер, старший каталогизатор ювелирного отдела Sotheby's, – "Это совершенное сочетание дизайна, мастерства и стиля."
Свой путь Лалик начал подмастерьем у ювелира Луи Окока, а позднее создавал украшения для таких домов, как Boucheron и Cartier. Но даже сотрудничая с крупными домами, он чувствовал себя скованным, когда заказчики не решались принять его все более смелые идеи. В 1885 году Лалик начал работать самостоятельно, получив свободу экспериментировать с формой и функцией на заре ар-нуво, а затем и ар-деко. "Именно тогда он начал творить под своим именем," – говорит Палмер, – "И действительно совершил революцию в дизайне и используемых материалах."
Лорнет из золота, эмали и бриллиантов (оценочная стоимость: 15 000–20 000 долларов США)
В рамках Luxury Week на аукционе Sotheby's представлены пять выдающихся ювелирных изделий Lalique. Некоторые работы, такие как эффектный кулон и брошь, отражают стили, к которым мастер часто возвращался. Другие, напротив, поражают своей оригинальностью, например, роскошный золотой лорнет с бриллиантами – корректирующее приспособление для глаз, раскрывающееся изящным движением запястья, – демонстрирующий непревзойденное техническое мастерство Лалика. Этот лорнет уникален тем, что сочетает в себе сразу несколько инновационных техник эмалирования, включая стиль plique à jour, зародившийся еще в эпоху Возрождения. "В результате получаются полупрозрачные эмалевые панели, напоминающие витражи," – поясняет Палмер, – "Свет свободно проходит сквозь них, создавая волшебный эффект."
Вдохновляясь традициями ювелирного дела эпохи Возрождения и японской эстетикой, Лалик часто наполнял свои украшения натуралистичными мотивами, изображая растения и человеческие фигуры. Одним из ярких примеров такого подхода является брошь из перидота, стекла и бриллиантов, где человеческие фигуры рассказывают уникальную историю. Сцена, на которой люди, вооруженные ломами, совершают набег на город, олицетворяет, по словам Палмер, "разграбленный город, куда ворвались грабители, забирая сокровища, а ошеломленные жители наблюдают за этим ужасным зрелищем". Работая над этим изделием, Лалик, вдохновленный творчеством своего тестя и зятя, работавших в мастерской Родена, использовал "монументальную человеческую мускулатуру". "Это почти как иметь мини-скульптуры Родена, выполненные из стекла, на вашей броши", – говорит Палмер.
Но Лалик не боялся экспериментировать и с необычными, порой мифическими мотивами, изображая змей, ос и чудовищ. Еще один примечательный лот аукциона – двухсторонний кулон из изумруда, эмали, золота и жемчуга – представляет собой существо, напоминающее морского духа, чьи локоны превращаются в водоросли. Именно смелое воображение Лалика в сочетании с его безупречным мастерством делают его украшения столь уникальными. Он, безусловно, воплотил в жизнь свое намерение, как он однажды сказал, "создать что-то совершенно новое".
Брошь «Le Vol de la Pierre» из перидота, стекла и бриллиантов (оценочная стоимость: 30 000–50 000 долларов США)
"Lalique считается величайшим ювелиром," - Алексия Палмер, старший каталогизатор Sotheby's.
Но Лалик также не чурался экспериментировать с необычными (и иногда мифическими) мотивами в своих работах, включая змей, ос и монстров. Еще один изобретательный предмет на аукционе, двухсторонний кулон, изготовленный из изумруда, эмали, золота и жемчуга, представляет собой существо, похожее на морского духа, чьи локоны превращаются в усики морских водорослей. Действительно, смелое воображение Лалика в сочетании с его мастерством в этом деле отличает его уникальные украшения. Он, безусловно, как он однажды сказал, оправдал свое намерение «создать что-то совершенно новое».