Изумруды с выгравированными на них стихами из Корана или растительными мотивами, шпинели с выгравированными именами правителей, ниспадающие каскадом прекрасные жемчужины: драгоценные камни императорской Индии будоражат воображение западных ювелиров, начиная с XX века. От великолепия дворов Великих Моголов (1526-1858) до творений «бурных двадцатых», включая современные переосмысления, это увлечение сформировало уникальный эстетический язык, сочетающий в себе имперскую память и стилистический авангард.
В мае 2025 года в течение нескольких дней Женева (GemGenève , Sotheby’s , Christie’s , Phillips ) была местом демонстрации самых необычных ювелирных изделий, в частности, индийских, могольских и других изделий, на которые оказало влияние первостепенное значение индийское ювелирное искусство.
Ожерелье из изумрудов в могольском стиле с гравировкой, тремя изумрудами шестиугольной огранки и двумя изумрудами грушевидной огранки весом около 470 карат, 294 карат, 199,50 карат, 108,50 карат и 106,50 карат. Около 1750 года, шнуры были добавлены позже, на более крупном изумруде выгравирована надпись «Ахмад Шах Дурр-и Дурран»
I. Лапидарное наследие Моголов
В эпоху Великих Моголов (XVI–XVIII вв.) драгоценные камни, помимо эстетической и декоративной ценности, олицетворяли власть, благочестие и династическую память. Выбранные по цвету, чистоте и весу, бадахшанская шпинель и колумбийские изумруды обычно просто полировались или огранялись в определенные формы, а иногда на них гравировались в королевских карханах (мастерских) имена, титулы или родословная императоров, иногда сопровождавшиеся астрологическими формулами. Эти надписи, являющиеся символами суверенитета, придавали камню священный и политический статус. Передаваясь из поколения в поколение, их носили как показные ожерелья или на плече, как базубанды, в качестве защитных талисманов. Наличие нескольких надписей на одном и том же камне иногда свидетельствует о последовательном присвоении империей, что делает эти драгоценные камни самостоятельными династическими архивами.
Иллюстрируя эту традицию, три великолепных драгоценности эпохи Великих Моголов, датируемые серединой XVIII века, будут выставлены на продажу на аукционе Christie's в Нью-Йорке 17 июня 2025 года.
Трехрядное могольское ожерелье из розовой шпинели и мелкого жемчуга . Они являются символом могольских ювелирных изделий благодаря своему внушительному размеру, впечатляющему весу (почти полкило), цветовой гамме от розового до красновато-розового, барочным формам жемчуга просто отполированной шпинели и стилю, который можно увидеть на могольских миниатюрах с XVIII века. Ранее императоры, как правило, носили эти же камни в длинных ожерельях или отдельными рядами, короткими или длинными.
На восьми из сорока пяти шпинелей, составляющих это ожерелье, скромно написаны имена известных мусульманских правителей Индии: Мухаммад ибн Туглук, Бабур Шах Бадшах, Джахангир Шах сын Акбара — написаны четыре раза! –, Махмуд Шах.
По данным Швейцарского геммологического института (SSEF), включения, обнаруженные при микроскопическом исследовании, и проанализированные свойства соответствуют свойствам шпинели из отдаленной долины Кух-и-Ла (Памир, Таджикистан), которая с незапамятных времен является источником прекраснейших шпинелей.
трехрядное ожерелье из шпинели и жемчуга, состоящее из сорока пяти полированных шпинельных бусин, сорока восьми натуральных круглых и почти круглых жемчужин диаметром от 13,20 мм до 9,90 мм, желтое золото, около 1750 г., плетеный шнур из розовых и золотых нитей, восемь гравированных шпинелей. SSEF, 2022, Отчет № 126236: Шпинелиды, Таджикистан, признаков нагрева нет, количество масла в трещинах от нуля до умеренного на момент испытания; Натуральный жемчуг, соленая вода. Оценка 1 000 000–2 000 000 долларов США. Лот 43. Christie's Нью-Йорк, 17 июня 2025 г.
Ожерелье Моголов из гравированных изумрудов (верхнее фото). Ожерелье, датируемое примерно 1750 годом, украшено пятью колумбийскими изумрудами характерного темно-зеленого цвета, выгравированными с обеих сторон, общим весом около 1150 карат. Три изумруда имеют шестиугольную форму, отражающую первоначальную грубую форму изумрудных кристаллов, из которых были вырезаны эти драгоценные камни. Две груши весом 108,50 и 106,50 карат одинаково украшены рядами стилизованных листьев, два шестиугольных изумруда весом 294 и 199,50 карат украшены по-разному цветочными и растительными мотивами, а центральный изумруд весом 470 карат украшен крупным распустившимся цветком – пионом. На его просто отполированной оборотной стороне искусно выгравировано имя Ахмада Шаха Дуррани. Имя этого завоевателя, основателя империи Дуррани (Афганистан, 1747 г.), также встречается на необычной шпинели Тимуридов с королевской надписью из коллекции Аль-Сабах (LNS 1660 J), а также на двух исторических драгоценностях британской короны: рубине Тимура (на самом деле шпинель) и знаменитом алмазе Кох-и-Нур.
«Рубин Тимура», украшающий центр ожерелья, принадлежал нескольким императорам Великих Моголов, включая Шаха Джахана, и, как и две другие шпинели в королевской коллекции, привезен из Лахора, где он был приобретен в 1849 году. Ожерелье, изготовленное для королевы Виктории, было разработано таким образом, чтобы в его центре находился Кохинур. @Royal Collection Trust
Ожерелье в могольском стиле с множеством драгоценных камней и изумрудов. Третье ожерелье состоит четырех колумбийских изумрудов общим весом около 297 карат. Для Моголов зеленый цвет изумруда ассоциировался с райскими садами, в соответствии с исламской иконографией. Хотя этот драгоценный камень был известен в Индии еще до прибытия конкистадоров, в частности, благодаря нескольким месторождениям на территории современного Пакистана, именно интенсивная эксплуатация колумбийских рудников испанцами с середины XVI века позволила начать его массовый импорт в Азию. Это ожерелье выделяется не только геммологическим качеством камней, но и их историческим характером. Однако в отличие от двух предыдущих изделий эти изумруды не имеют гравировки.
От павлиньего трона до изгнания: фрагментарная траектория сокровищницы империи Моголов (1739–1842)
Эти три исторических ожерелья происходят из загадочной королевской коллекции. Являясь молчаливыми свидетелями мегаломаниакального величия правителей Делийского султаната, Империи Великих Моголов, а позднее династии Дуррани, они отражают эстетическое и политическое наследие великих исламских империй. Маловероятно, что нынешнее правительство Индии, несмотря на свою риторику о наследии, предпримет конкретные шаги по возвращению этих сокровищ.
Какую подсказку дают нам сегодня гравюры с именами правителей?
Разграбление Дели Надир-шахом в 1739 году стало моментом политического, символического и материального разрыва в истории имперской Индии. Правитель Афшаридов забрал с собой значительную часть сокровищ, накопленных императорами Великих Моголов: Павлиний трон, алмазы Кох-и-Нур и Дариа-и-Нур, гравированную шпинель, прекрасные жемчужины, монеты и резные драгоценные камни — настоящие материальные воплощения императорского суверенитета. Эта жестокая передача богатств и символов положила конец эстетической гегемонии и положила начало имперскому обороту сокровищ, теперь оторванных от своих первоначальных якорей.
Когда в 1747 году Надир-шах умер, его империя распалась. Его бывший командующий кавалерией Ахмад Шах Абдали, избранный в Кандагаре пуштунскими вождями, основал империю Дуррани и принял титул «Дурр-и-Дурран». Будучи военным наследником, он также, согласно нескольким историческим гипотезам, является частичным хранителем сокровищ Афшаридов, доставшихся ему в качестве вознаграждения или конфискации. В период с 1748 по 1767 год Ахмад-шах Дуррани провел восемь кампаний в Северной Индии: он захватил Лахор, дважды входил в Дели (1757 и 1761) и нанес решающее поражение маратхам в Третьей битве при Панипате. Эти последовательные вторжения укрепили его власть и постепенно обогатили сложную афганскую династическую сокровищницу, смешав могольские трофеи, драгоценные камни, приобретенные на рынке, каменные переписи и военную добычу.
«Интерьер дворца Шауха Шуджаха Ул Мулка, покойного короля Кабула». Эта литография лейтенанта Джеймса Рэттрея (1818-1854) взята с листа 3 книги «Афганистан» . На этой сцене изображен Шах Шуджа в 1839 году после его восшествия на престол в качестве эмира Афганистана в Бала-Хиссар (крепости) в Кабуле. Электронные коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки.
В начале XIX века это наследство перешло к шаху Шудже Дуррани (годы правления 1803–1809, затем 1839–1842), свергнутому правителю, который был ненадолго восстановлен под британской опекой во время Первой англо-афганской войны. Говорят, что, находясь в изгнании в Лудхиане, в Британском Пенджабе, он продал часть сокровищ Дуррани в обмен на политическую поддержку, в частности, со стороны Ранджита Сингха и британской администрации. Его возвращение на трон в 1839 году было недолгим: он был убит в Кабуле в 1842 году во время восстания, сопровождавшего отступление британской армии. В этом контексте драгоценные предметы, все еще находившиеся у него во владении, были конфискованы, разбросаны или предложены в качестве дипломатических даров. В исторических источниках упоминается, что несколько британских генералов — лорд Окленд, сэр Уильям Макнагтен, сэр Джон Кин — возможно, приобрели или передали определенные предметы в качестве подарков, покупок или трофеев. (Дэлримпл, Блумсбери, 2013)
Таким образом, прочерчивается траектория постепенного отчуждения, разделенная на пять этапов: Мухаммад-шах (Моголы), Надир-шах (персы), Ахмад-шах Дуррани (афганцы), шах Шуджа (афганцы), затем Британская империя. Эта цепочка передачи знаменует собой не только смену власти, но и юридическую трансформацию сокровища, которое из символа династического суверенитета превратилось в объект дипломатической, военной и музейной зависти.
Несколько гравированных драгоценных камней, таких как 470-каратный изумруд с именем Ахмад-шаха, свидетельствуют об этой императорской циркуляции.