''16 декабря АО «Калининградский янтарный комбинат» впервые провело аукцион по продаже янтаря с инклюзами. Торги проходили в гостинице Radisson, на очную часть аукциона заявилось 12 участников. Российским предпринимателям наконец-то удалось победить китайских конкурентов в борьбе за полудрагоценный минерал.'
'''''
«Предположительно это жук. Расположен близко к поверхности края камня. Имеет очень четкие очертания туловища, что дает возможность очень четко рассмотреть этот инклюз», - представлял ведущий один из лотов аукциона. Продажа камней с инклюзами — своеобразный эксперимент для Янтарного комбината. Предприятие ежегодно проводит аукционы по продаже самородков: но там совсем другие камни и цены. Если общая начальная цена 10 лотов на последнем аукционе по самородкам составляла порядка 10 млн руб., то 50 камней с инклюзами не тянули даже на половину этой суммы. Общая начальная цена всех лотов составляла 239,6 тыс. руб. Продать удалось 39 камней на общую сумму в 300 тыс. руб. Все камни, которые не удалось продать сразу, ушли на онлайн-аукцион, что принесло еще 76,6 тыс. руб.
Самый дорогой камень был оценен в 17,68 тыс. руб. «Имеет насыщенный медовый цвет… Местами сохранена фактура природной корочки… На просвет можно увидеть огромное множество инклюзов флоры и фауны различных размеров… Каждый крупный инклюз имеет четкие очертания крыльев и конечностей», - описывал ведущий камень, чей вес чуть-чуть не дотягивал до 50 граммов. Желающих заплатить за «очертания крыльев и конечностей» во время офлайн-части аукциона не нашлось.
Минимальный шаг аукциона составлял 200 руб. Поэтому торги по некоторым лотам проходили очень долго и напоминали пинг-понг. В частности, когда начальную цену в удавалось увеличить с 2 до 7 тыс. руб, ведущий уже заявлял, что торги проходят «жарко». Одна из самых дорогих покупок обошлась участнику аукциона в 20,4 тыс. руб (торги начались с отметки 2,9 тыс. руб.). «Цвет от темно-коньячного до медово-золотистых оттенков…», - описывал камень ведущий. По его словам, в полудрагоценном минерале застряли веточка мха и какой-то представитель отряда пауков. Камень весил всего 11,8 грамма.
Самые напряженные торги развернулись по камням, чья начальная стоимость не превышала тысячи рублей. Цена на минерал в 4 грамма «золотисто-коньячных оттенков» с хорошо различимыми деталями чьего-то туловища внутри увеличилась более чем в 25 раз: с 800 рублей до 20,4 тыс. руб. Камень весом 4,8 грамма с несколькими представителями древней фауны внутри был приобретен за 7,16 тыс. руб. (торги начались с отметки 960 руб.). Все наиболее крупные покупки сделал один и тот же участник — мужчина с хмурым лицом в сером джемпере. Раскрывать себя он отказался, как и рассказывать, зачем ему нужны эти камни. С ним пытался конкурировать мужчина с деревянными бусами на шее и косичкой, как у героев индийских фильмов. Но первый покупатель оказался более принципиальным.
Как показал опыт прошлых аукционов, у российских предпринимателей пока не хватает ресурсов, чтобы на равных бороться за выгодные лоты с китайским бизнесом. Последние готовы платить за минерал, имеющий в России статус полудрагоценного, гораздо больше, поскольку на их родине у янтаря практически сакральный статус и всегда есть возможность выгодно перепродать камень у себя на родине. Но если китайские компании готовы платить миллионные суммы за самородки, то к янтарю с инклюзами бизнес из КНР практически не проявил интереса. Предприниматели из Китая сначала попытались поторговаться за 26-граммовый камень с пауком внутри. Но быстро потеряли к нему интерес, когда цена пошла вверх. Камень с пауком в результате достался мужчине в сером джемпере за 15 тыс. руб. (начальная цена составляла около 7 тыс. руб.). В результате китайцы ограничились всего одним лотом — 13-граммовым камнем выпуклой формы с остатками чьих-то крыльев. Начальная цена за камень составляла 3,27 тыс. руб., цена продажи - чуть больше 4 тыс. руб.
Генеральный директор Янтарного комбината Михаил Зацепин неожиданно оценил положительно отсутствие интереса со стороны китайского бизнеса. «Мы наоборот рады, что наши бизнесмены и компании активно принимали участие. Мы в первую очередь должны ориентироваться на соотечественников», - заявил он. Участник аукциона, калининградский предприниматель Дмитрий Галямов считает, что пока рано делать выводы об отсутствии интереса китайцев к янтарю с инклюзами. «Интерес у китайцев то есть, то нет. В этом году — так, завтра — так, когда лучше, когда хуже», - отметил он. Предприниматель так же не исключил, что некоторые камни были куплены с перспективой их дальнейшей перепродажи. При этом Галямов отметил, что у янтаря с инклюзами не такой большой коммерческий потенциал. «Это дополнительный ассортимент», - пояснил он.
«Это не громадные деньги. Но в плане популяризации янтаря, в плане имиджевой составляющей Янтарного комбината — это большой шаг вперед и большой успех», - прокомментировал итоги первого аукциона Михаил Зацепин. Он не скрывает, что предприятие и дальше собирается организовывать аукционы по янтарю с инклюзами. По его мнению, такой камень должен пользоваться интересом у коллекционеров и палеонтологов. При этом камни с инклюзами встречаются достаточно редко. Дмитрию Галямову на аукционе достался всего 1 лот. «Там была моль. Скажем так, достаточно популярное насекомое. Поэтому на нем остановились», - объяснил он мотивацию своей покупки. Продать расшитые янтарем мусульманские платья Янтарному комбинату пока не удалось. Впрочем, Зацепин считает, что коммерческий потенциал есть даже у такой специфической продукции. «Наша задача дать новое направление в восточной моде», - заявил гендиректор предприятия.