Прошедший год внес свои коррективы в слаженную работу ювелирных аукционов. Годами отработанный механизм, работавший на полной мощности десятки последних лет, вынужден был снизить обороты и «умерить пыл». Главные ювелирные торги Magnificent Jewels в Женеве, Гонконге и Нью-Йорке прошли не по графику и не по привычному сценарию. Во-первых, снизилось количество лотов, то есть украшений, которые были выставлены на продажу. Дилеры и коллекционеры не спешили расставаться с сокровищами в непростые времена, дожидаясь бонусов отложенного спроса и «повышенного аппетита» постковидного времени. Как следствие, к середине года снизился объем торгов, ну и, разумеется, прибыль аукционных домов, но уже к осени ситуация улучшилась: аукционы рапортовали об успешных и даже рекордных продажах. В то же время, торги в непривычном онлайн формате принесли свои плоды в виде новых покупателей, которые до этого никогда не приобретали украшения через аукционы: молодая аудитория потянулась к прекрасному.
В целом рекордных продаж было немного, впрочем, как и лотов, благодаря которым это было бы возможно. Тем не менее, были и любопытные моменты. Так самой «громкой» НЕ продажей года стало колье от Anna Hu, это украшение на июльских торгах Christie’s в Нью-Йорке при оценочной стоимости в $1,0 -1,5 миллиона не было продано вовсе, несмотря на широкую рекламную кампанию. Фотографии Sky Tower – такое имя было дано автором своему украшению из жадеита, облетели весь интернет, но успеху на аукционных торгах это не способствовало. Специалисты нашли объяснение этому факту благодаря нескольким причинам: завышенная оценочная стоимость, специфичный дизайн, который сразу «не пришелся многим по душе», и в целом неудачный год для «громких» продаж.
Хотя в прошлом году, на аукционе Sotheby’s в Гонконге, другое украшение Anna Hu побило рекорд стоимости работ современного дизайнера из Китая. Колье Dunhuang Pipa с ослепительным интенсивно - желтым бриллиантом весом 100,02 карат было продано 7 октября 2019 года в Гонконге на аукционе Sotheby’s за рекордные USD 5,78 миллионов. Форма украшения повторяет идеальные пропорции китайского музыкального инструмента, четырехструнной лютни. Известно, что Anna Hu в прошлом занималась музыкой и виртуозно владела скрипкой, поэтому ее обращение к теме национальных музыкальных инструментов сыграло на руку будущей успешной продаже. Эти два последовательных события широко обсуждались в прессе и создали прецедент, когда в рамках практически одного календарного года рекорд продажи одного украшения не гарантировал успех продажи другого. Ну и конечно, это стало инфоповодом для нового витка закрученной интриги между вечно соревнующимся «акулами» аукционного рынка Sotheby’s и Christie’s.
Высокие результаты показали цветные бриллианты. Розовые, голубые и желтые бриллианты высоких цветовых характеристик были проданы с превышением оценочной стоимости. Бесцветные бриллианты не отставали от цветных, а при наличии D color в сертификате и при внушительном размере уходили с молотка за шестизначные суммы. Так в июне аукцион Christie’s выставил на онлайн торги кольцо с безупречным бриллиантом 28,86 карат цвета D. Конечная цена продажи в USD 2,115 миллионов стала абсолютным рекордом для онлайн продаж и убедила самых заядлых скептиков, что интернет-торги открывают большие перспективы перед аукционами в будущем.
Лидером в первой тройке цветных драгоценных камней по росту цен за карат остается рубин. Бирманские рубины продолжают победное шествие по ведущим аукционам и всегда уходят с превышением оценочной стоимости, что подтверждает их инвестиционную привлекательность. $2,8 миллионов - такова цена на аукционе Sotheby’s в Гонконке за рубин массой 6,41 карта в 2020 году.
Сапфиры остаются желанными камнями, их любят и ценят не только покупатели ювелирных магазинов, но и участники аукционов. Украшения с кашмирскими сапфирами продавались быстро и дорого. Бирманские сапфиры в украшениях с «безупречной репутацией» не отставали от индийских собратьев. Лучшим подтверждением сказанному стала продажа на Christie’s браслета с уникальным сапфиром 43,10 карат топового цвета royal blue за $6,03 миллионов.
Традиционно самыми желанными изумрудами являются колумбийские. Так в Нью-Йорке на аукционе Christie’s были выставлена группа из 4 камней, сумма продаж которых пятикратное превысила оценочную стоимость, что само по себе редкость.
Украшения в стиле «тутти-фрутти» в этом году снова подтвердили свой статус драгоценностей с инвестиционной привлекательностью. Любое появление на торгах такой «вещи с историей» авторства высокого ювелирного дома – верный способ сохранить деньги и порадовать себя ярким украшением с искусным подбором камней. Традиционное для этого стиля сочетание цветов сапфира, изумруда и рубина делает его узнаваемым и непохожим на другие, а классические формы браслетов и брошей с камнями десятилетиями остаются вне моды и вне времени.
Номинантом самых предсказуемых продаж на аукционах стали украшения в стиле арт-деко. Винтажные работы от Suzanne Belperron, Cartier, Boucheron, Van Cleef & Arpels разлетаются на торгах «как горячие пирожки», зачастую с заметным превышением оценочной стоимости. Причин несколько: статус самых стабильных по цене украшений, доказанный годами, геометрия форм, применимая и к сегодняшней моде, палитра узнаваемых имен ювелиров. Все вместе делает драгоценность в стиле арт-деко надежным и понятным продуктом, как сказали бы современные маркетологи. Этот «продукт» дорого стоит, но при этом хорошо продается.
А что с современными и уже признанными авторами ювелирных украшений? JAR снова стоит дорого: впервые за последние несколько лет его украшения десятикратно превысили первоначальную оценочную стоимость. Но здесь следует добавить, что изначальная цена таких украшений была невысока. Украшения от Viren Bhagat в этом году не были широко представлены на аукционах, состоялось всего лишь несколько продаж. Основная масса вещей индийского мастера с большой буквы, которые попадают на вторичный рынок, оседает в Нью-Йоркских и Лондонских галереях и доступна лишь узкому кругу посвященных любителей ювелирного искусства.
Итак, по итогам 2020 года, универсальное украшение для успешной продажи на аукционе выглядит следующим образом: кольцо в стиле арт-деко с уникальным розовым бриллиантом в окружении кашмирских сапфиров, бирманских рубинов и колумбийских изумрудов авторства высокого ювелирного дома начала XX века. Помимо материалов высокого уровня, драгоценностью должна была владеть королевская семья или, на худой конец, известная голливудская актриса. Ну и конечно, выставлять на аукцион такое кольцо должен коллекционер высокого ювелирного искусства с тонким вкусом и безупречной репутацией.