Что проверит контролер и чем все может закончиться, читайте в нашей новой статье.
Информация в данной статье полезна для организаций и предпринимателей ювелирной отрасли, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Автор статьи – Пинигина Елена Евгеньевна, известный в России эксперт по финансовому мониторингу и вопросам исполнения требований «антиотмывочного» и «антитеррористического» законодательства, более 11 лет помогает ювелирной отрасли исполнять федеральный закон №115-ФЗ и успешно завершать проверки со стороны гос. инспекций пробирного надзора без штрафа.
Напомню, уважаемые коллеги, что в 2018 году Российская Федерация примет участие в IV раунде взаимных оценок ФАТФ. Наша российская система в области противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма (далее ПОД/ФТ), будет проверяться на соответствие её международным стандартам. В преддверии прохождения раунда взаимных оценок в России активно проходят семинары-совещания Федеральной службы по финансовому мониторингу, ФКУ Пробирная Палата России, Центрального Банка РФ. Все мероприятия направлены на информирование организаций и предпринимателей об их обязанностях в области ПОД/ФТ. В рамках подготовки к прохождению раунда оценок, по всем регионам России активно проводятся проверки субъектов закона №115-ФЗ.
Организации и предприниматели ювелирной отрасли, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, являются субъектами федерального закона №115-ФЗ и обязаны исполнять требования указанного закона. Досадный факт, что многие собственники бизнеса игнорируют требования законодательства, надеясь избежать «внимания» к себе со стороны Пробирной Палаты, а многие просто не знают о существовании норм «антиотмывочного» законодательства для ювелирной отрасли. Есть и такие предприниматели, которые убеждены в том, что закон 115-ФЗ вообще не распространяется на них, в связи с тем, что у них малый бизнес, и нет операций с драгоценным металлами и драгоценными камнями на сумму 600 тыс. рублей и выше, или они фактически не работают по заявленным при регистрации организации или ИП ювелирных кодов по ОКВЭД.
В связи с вышеизложенным, обращаю ваше внимание на то, что нормы федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» распространяются на все организации и всех индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проведением операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Именно операций по купле-продаже, скупке драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. Исключение составляют религиозные организации, музеи и организации, использующие драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения. Таким образом, независимо от того, к малому или крупному предпринимательству относится ваш бизнес, на какую сумму вы совершаете операции, и осуществляете ли вы фактически деятельность, указанную выше, или только предусмотрели ее среди видов экономической деятельности, нормы законодательства ПОД/ФТ распространяются на вас в равной степени со всеми субъектами закона 115-ФЗ.
В настоящее время во всех регионах России активно проводятся выездные проверки инспекциями пробирного надзора. Не обошли вниманием и Самарскую область, где сейчас в отношении нескольких ИП проводится выездная плановая проверка со стороны Саратовской ГИПН.
В данной статье мы на примере одной из проверок, которая будет проводиться с 7 по 12 декабря 2017 года в отношении Индивидуального предпринимателя города Самары, осуществляющего деятельность по розничной продаже ювелирных изделий, подробно расскажем, что потребует в ходе проверки контролер ГИПН и какие документы необходимо будет представить при проверке. Материал предназначен так же и для организаций ювелирной отрасли т.к. перечень документов не отличается от проверок в отношении ИП.
Первое на что необходимо обратить внимание, это дата Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки – от 17 ноября 2017 года. Начало проверки 7 декабря 2017 год. Как видно, времени на подготовку всех документов и к приезду проверяющих отведено не так много.
Второе на что следует обратить внимание, это период, за который проводится проверка. В приведенном примере, период проверки составляет с 01 января 2016 года по 06 декабря 2017 год, т.е. почти два календарных года.
Далее мы приведем перечень копий документов, которые требуется представить контролеру для последующей их проверки на наличие и соответствие их действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, и прокомментируем каждое требование. С самим распоряжением вы можете ознакомиться в приложенном к статье файле.
1. Копия правил внутреннего контроля (далее ПВК) в целях ПОД/ФТ (последняя редакция).
На дату начала проверки правила внутреннего контроля должны быть актуальными и соответствовать полностью действующему законодательству сферы ПОД/ФТ, требованиям Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 №667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Контролеру, ПВК в оригинале должны быть представлены на бумажном носителе, с подписью ИП или руководителя.
Обращаем ваше внимание на то, что контролер в ходе проведения проверки может затребовать ПВК и в предыдущих редакциях.
2. Копия приказа о назначении специального должностного лица (СДЛ) ответственного за реализацию ПВК
В соответствии с требованиями закона №115-ФЗ у ИП или в организации должно быть назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля. Дата назначения такого лица должна быть не позднее даты постановки на спец. учет в ГИПН, т.к. организовать внутренний контроль в целях ПОД/ФТ необходимо до начала осуществления деятельности по обороту ДМ и ДК. Напомню, что Индивидуальные предприниматели были включены в число субъектов закона 115-ФЗ с 31.07.2013 года т.е. ранее этой даты, нормы «антиотмывочного» закона на ИП не распространялись.
Законом установлены требования к квалификации СДЛ: Внимание! К ИП требования п. «а» не предъявляются, только к СДЛ организаций):
а) наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Т.е. до назначения на должность СДЛ должно пройти обучение в форме целевого инструктажа и получить соответствующее свидетельство. Далее раз в три года СДЛ обязано проходить обучение в форме повышения уровня знаний.
3. Копия приказа о назначении главного бухгалтера (бухгалтера)
Указанный документ необходим для определения даты, когда ваш бухгалтер (главный бухгалтер) должен пройти обучение в форме целевого инструктажа и далее повышение уровня знаний.
В соответствии с требованиями Приказа Росфинмониторинга №203, такое обучение помимо СДЛ, обязаны пройти: руководитель организации (филиала), сам Индивидуальный предприниматель, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала, ИП), либо сотрудник, осуществляющий в организации или у ИП функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации или ИП.
Однократно такое обучение необходимо пройти, указанным лицам течение года с даты возложения на них соответствующих должностных обязанностей.
Далее повышение уровня знаний проходят все вышеуказанные сотрудники и специальное должностное лицо не реже одного раза в три года.
Прохождение соответствующим лицом целевого инструктажа и повышения уровня знаний должно подтверждаться документом, выдаваемым организацией, которая имеет право проводить такое обучение. Таким документов как раз и является, запрашиваемые ГИПН свидетельства о прохождении обучения в форме целевого инструктажа в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. Копии документов, подтверждающих прохождение Предпринимателем, бухгалтером и СДЛ, обучения в форме целевого инструктажа, а также последующего повышения квалификации в сфере ПОД/ФТ.
Основания наличия таких документов мы описали выше в п.2,3.
5. Копия документов об образовании СДЛ.Требования к СДЛ мы описали в п. 2.
6. Документы, подтверждающие проведение проверок наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Для организаций, обязанность проводить проверку и информировать уполномоченный орган о результатах такой проверки введена еще 30 июня 2013 г. и установлена пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а для индивидуальных предпринимателей такая обязанность возникла с 31.07.2013 г., когда ИП были введены в число субъектов указанного закона.
Такая проверка проводиться не реже, чем один раз в три месяца на основании Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также решения межведомственного координационного органа о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в Перечень.
Перечень и решения доводятся до сведения организаций и ИП через их личный кабинет на портале Росфинмониторинга.
Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Росфинмониторинг в виде формализованного электронного сообщения по форме ФЭС 110 3-ФМ 04 через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга или с помощью АРМ «Организация-М» не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем окончания проверки.
7. Формализованные электронные сообщения о результатах проведенных проверок (далее – ФЭС), направленные в уполномоченный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу ФЭС 1-ФМ, ФЭС 2-ФМ, ФЭС 3-ФМ, ФЭС 4-ФМ (с отметкой о подтверждении принятия/непринятия сообщений).
В данном пункте речь идет о сообщениях в уполномоченный орган об операциях обязательного контроля, необычных операциях, о результатах проверок по Перечню и Сообщение о фактах препятствия со стороны государства (территории). Соответственно наличие таких сообщений зависит от наличия в вашей деятельности возникших указанных оснований направления информации в Росфинмониторинг. Если такие снования отсутствуют, так и поясняем контролеру причину отсутствия информации.
8. Скриншот следующих страниц личного кабинета ИП на портале Росфинмониторинга в сети Интернет:
- профиль Предпринимателя;
- использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг;
И так, личный кабинет на портале Росфинмониторинга должен быть у каждого ИП и у каждой организации, осуществляющей операции с ДМ и ДК. Без личного кабинета исполнить требования закона №115-ФЗ невозможно. Отсутствие личного кабинета является серьезным нарушением в сфере организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.
9. Документы за проверяемый период по покупке физическими лицами ювелирных изделий из ДМ и ДК на сумму, превышающую 40 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей.
Указанные документы истребуют в целях проверки надлежащей идентификации клиентов.
Проведение идентификации клиентов является одной из главных обязанностей организаций и ИП в сфере ПОД/ФТ. Таким образом, организации и предприниматели ювелирной отрасли обязаны идентифицировать своих клиентов. В качестве примера приведем, кто же является клиентом в разных договорных отношениях:
- в розничной продаже клиентом является покупатель ювелирных изделий;
- в скупке клиентом будет сдатчик;
- по договору комиссии клиентом для комиссионера будет комитент;
- по агентскому договору клиентов является Принципал для Агента;
- при оптовой продаже ювелирных изделий клиентами являются покупатели юридические лица и ИП.
Исключением, когда не проводится идентификация клиентов, является только розничная продажа, только физическим лицам, и только ювелирных изделий, если сумма покупки не выше 40 тыс. руб. при оплате наличными, или не выше 100 тыс. руб. при оплате товара банковской картой. Во всех остальных случаях идентификацию клиентов необходимо проводить независимо от размера операции.
10. Документы по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца.
В результате проведения идентификации клиента, полученные сведения, а так же информация о наличии и идентификации выгодоприобретателя в сделке, бенефициарного владельца клиента, необходимо зафиксировать. Самым распространённым способом фиксирования таких сведений являются анкеты. В качестве доказательства исполнения обязанности проведения идентификации, достаточно представить анкеты