Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В Российском этнографическом музее продолжается выставка «Ювелирное искусство якутских мастеров»

18 апреля 2022
РЭМ

Пояс женский. Металл, кожа Якуты. Якутская обл. 1881 г., РЭМ

Якутское ювелирное искусство имеет многовековую традицию. Согласно археологическим данным у предков якутов, постепенно переселившихся из Прибайкалья в бассейны рек Лена, Вилюй и Алдана, уже в XII веке нашей эры были достаточно развиты кузнечный и ювелирный промыслы. Об этом свидетельствуют находки древних женских серебряных украшений  (гривны, нагрудно-наспинного комплекта, браслетов, колец)  и  конного убранства в захоронениях того периода. Серебру, при широком использовании древними мастерами меди, бронзы и латуни, отдавали предпочтение, считая его «чистым» и «светлым» металлом.

Подобное отношение к серебру сохранялось и в более поздние периоды. Желая выразить высшую степень красоты, якуты говорят: «как серебро». Золото же не было в почете, так как, по их мнению, ничем не отличалось от бронзы. 

В XIX – начале XX века излюбленным материалом ювелиров было так называемое «якутское» и «польское» серебро, представлявшее собой сплав серебра, меди и цинка в разных пропорциях. Помимо листового серебра и старого лома, приобретённых в то время в лавках, ювелиры использовали при изготовлении изделий серебряные монеты. Несмотря на то, что  официально ювелирам было запрещено использовать монеты,  они часто нарушали этот запрет.

С христианизацией коренного населения, завершившейся на территории Якутии в 1820-х годах, якутские мастера стали изготавливать  нательные и нагрудные православные кресты. Значительно сложнее не только по материалу, форме, изображениям и декоративным элементам были нагрудные кресты, входившие в состав широко распространённого женского нагрудного украшения сюрэх. В его якутском названии, дословно переводимом «как «сердце» или «усердие», прослеживается непосредственная связь с таинством крещения – сюрэхтэнии. Внешнее сходство сюрэх, состоявшего из большого по размеру креста, чаще всего с библейскими сюжетами, ажурной пластины для его крепления и ажурной цепи, послужило основанием для исследователей считать его прообразом наперсных крестов православных священнослужителей. Нагрудное украшение сюрэх не носили повседневно, а надевали только в праздничные дни, особенно при проведении главного летнего праздника якутов-коневодов Ысыах. Носили его поверх платья или верхней одежды (при этом нательный крестик не снимали).  Недорогое и сравнительно лёгкое украшение сюрэх особенно пришлось по душе молодым женщинам. Поскольку изделие было заказным, на него вместо клейма мастера, как правило, наносили инициалы будущей владелицы. В настоящее время изготовлением украшения сюрэх якутские ювелиры практически не занимаются, предпочитая делать дорогие нагрудные и наспинные украшения, в символике которых находят отражение мифологические представления народа. Но к полученным по наследству от матери или родственниц украшениям сюрэх относятся с большим уважением и надевают во время проведения национальных праздников.

Традиционные и современные ювелирные украшения (нагрудно-наспинные, гривны, обручи-начельники,  браслеты, серьги, мужские и женские пояса), изготовленные якутскими ювелирами, широко известны и пользуются большим успехом далеко за пределами России.

Слева: Гривна – женское нагрудное украшение. Металл, стеклярус, ровдуга. Якуты. Якутская обл. Конец ХIХ в. Справа: Крест нательный женский на цепи. Металл. Якуты. Якутская обл. 1885 г. РЭМ

Браслет женский. Металл. Якуты. Якутская обл., Вилюйский округ. Конец XIX – начало XX в

Серьги женские. Металл. Якуты. Якутская АССР, г. Якутск. Первая половина XX в. РЭМ

Кольцо с печаткой; на щитке инициалы владельца «МЛ». Металл. Якуты. Якутская обл. Конец XIX – начало XX в. РЭМ

Источник: РЭМ
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом