Пояс женский. Металл, кожа Якуты. Якутская обл. 1881 г., РЭМ
Якутское ювелирное искусство имеет многовековую традицию. Согласно археологическим данным у предков якутов, постепенно переселившихся из Прибайкалья в бассейны рек Лена, Вилюй и Алдана, уже в XII веке нашей эры были достаточно развиты кузнечный и ювелирный промыслы. Об этом свидетельствуют находки древних женских серебряных украшений (гривны, нагрудно-наспинного комплекта, браслетов, колец) и конного убранства в захоронениях того периода. Серебру, при широком использовании древними мастерами меди, бронзы и латуни, отдавали предпочтение, считая его «чистым» и «светлым» металлом.
Подобное отношение к серебру сохранялось и в более поздние периоды. Желая выразить высшую степень красоты, якуты говорят: «как серебро». Золото же не было в почете, так как, по их мнению, ничем не отличалось от бронзы.
В XIX – начале XX века излюбленным материалом ювелиров было так называемое «якутское» и «польское» серебро, представлявшее собой сплав серебра, меди и цинка в разных пропорциях. Помимо листового серебра и старого лома, приобретённых в то время в лавках, ювелиры использовали при изготовлении изделий серебряные монеты. Несмотря на то, что официально ювелирам было запрещено использовать монеты, они часто нарушали этот запрет.
С христианизацией коренного населения, завершившейся на территории Якутии в 1820-х годах, якутские мастера стали изготавливать нательные и нагрудные православные кресты. Значительно сложнее не только по материалу, форме, изображениям и декоративным элементам были нагрудные кресты, входившие в состав широко распространённого женского нагрудного украшения сюрэх. В его якутском названии, дословно переводимом «как «сердце» или «усердие», прослеживается непосредственная связь с таинством крещения – сюрэхтэнии. Внешнее сходство сюрэх, состоявшего из большого по размеру креста, чаще всего с библейскими сюжетами, ажурной пластины для его крепления и ажурной цепи, послужило основанием для исследователей считать его прообразом наперсных крестов православных священнослужителей. Нагрудное украшение сюрэх не носили повседневно, а надевали только в праздничные дни, особенно при проведении главного летнего праздника якутов-коневодов Ысыах. Носили его поверх платья или верхней одежды (при этом нательный крестик не снимали). Недорогое и сравнительно лёгкое украшение сюрэх особенно пришлось по душе молодым женщинам. Поскольку изделие было заказным, на него вместо клейма мастера, как правило, наносили инициалы будущей владелицы. В настоящее время изготовлением украшения сюрэх якутские ювелиры практически не занимаются, предпочитая делать дорогие нагрудные и наспинные украшения, в символике которых находят отражение мифологические представления народа. Но к полученным по наследству от матери или родственниц украшениям сюрэх относятся с большим уважением и надевают во время проведения национальных праздников.
Традиционные и современные ювелирные украшения (нагрудно-наспинные, гривны, обручи-начельники, браслеты, серьги, мужские и женские пояса), изготовленные якутскими ювелирами, широко известны и пользуются большим успехом далеко за пределами России.
Слева: Гривна – женское нагрудное украшение. Металл, стеклярус, ровдуга. Якуты. Якутская обл. Конец ХIХ в. Справа: Крест нательный женский на цепи. Металл. Якуты. Якутская обл. 1885 г. РЭМ
Браслет женский. Металл. Якуты. Якутская обл., Вилюйский округ. Конец XIX – начало XX в
Серьги женские. Металл. Якуты. Якутская АССР, г. Якутск. Первая половина XX в. РЭМ
Кольцо с печаткой; на щитке инициалы владельца «МЛ». Металл. Якуты. Якутская обл. Конец XIX – начало XX в. РЭМ