Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

В Париже откроется выставка «Новое искусство. Метаморфозы ювелирного искусства 1880–1914 гг.»

11 мая 2023
Редакция

Фотобаннер:  Жорж Фуке, Кулон "Нимфа Мерса", Золото, опаловая мозаика, эмаль и бриллианты. Около 1900-1905 гг. Токио, Художественная коллекция Альбиона, Цунэхару Дои © Albion Art Institute, @ADAGP, Париж, 2023 г.

С 1880-х годов эстетика претерпела глубокие изменения. Радикальный ренессанс воображаемого, обогащенный необыкновенным распространением научных знаний усилил творческий потенциал во всех сферах искусства. В конце 19 века во Франции это движение сошлось с модерном, который оживил работу мастерских.

Ювелирные изделия того времени были полностью посвящены очарованию природы и ее явлений. Свободные от практических соображений, с единственным ограничением, связанным с работой с металлами и камнями, драгоценные предметы превосходно подходили для всевозможных экспериментов, допуская самые разнообразные комбинации и самые вызывающие воспоминания фантазии. Такие художники, как Рене Лалик, Жорж Фуке, Элизабет Бонте, Виктор Пруве, Жан Дам, Жюль Дебуа, Эдуард Колонна и Эжен Грассе  овладели искусством, для которого основным источником изобретения были его материалы. 

С технической точки зрения оно в основном характеризуется тонким сочетанием камней, металлов и материалов разной ценности, основанным на убеждении, что красота ювелирного изделия заключается в его художественном оформлении, а не в стоимости его компонентов. Последние, податливые, красочные и переливающиеся, образуют женские силуэты, листву и цветы, насекомых и чарующие арабески. Броши, гребни, подвески и кольца заимствуют плавные изгибы мира природы в ошеломляющем разнообразии тем, часто рассматриваемых через призму сказочной фантазии.

Хотя в начале 1910-х годов художники выбирают эстетику, более вдохновленную геометрией, модерн в конечном итоге оставил богатое наследие: его контакт с наукой и ассимиляция живой визуальной культуры в конечном итоге модернизируют ювелирное искусство. 

Рене Лалик, брошь "Сфинкс", около 1893 г. Золото, эмаль, бриллианты. Винжан-Сюр-Модер, Музей Лалика

Рене Лалик, брошь с четырмя стрекозами, около 1903-1904 гг. Музей изобразительных искусств Кемпер

Жорж Фуке, кулон "Нереида" (Nymphe des mers) Золото, опаловая мозаика, эмаль, бриллианты. Около 1900-1905 г. Токио, Художественная коллекция Альбиона. Фото Цунэхару Дои. Институт искусств Альбион, Париж

Гастон Шопар (1883-1942), гребень "Цикады". Раковина, эмаль, золото, жемчуг. Париж, Музей декоративного искусства

Рене Лалик (1860-1945), брошь, около 1903-1905 гг. Золото, эмаль, топаз. Винжан-Сюр-Модер (Wingen-sur-Moder)), Музей Лалика

Рене Лалик, ручка трости "Женщина-стрекоза", 1900. Золото. Винжан-Сюр-Модер (Wingen-sur-Moder)), Музей Лалика

 

Жорж Фуке, кулон "Венера". Золото, слоновая кость, эмаль, жемчуг. Около 1900 года. Токио, Художественная коллекция Альбиона. Фото Цунэхару Дои. Институт искусств Альбион, Париж

Эдвард Колонна, рисовальщик, декоратор (1862-1948). Брошь, около 1900 г. Золото, жемчуг

Картье, брошь, платина, бриллианты, сапфиры. Париж, коллекция Картье

Жорж Фуке, корсажное украшение  "Морская змея" (Serpent de mer), 1901. Золото, эмаль, изумруды, жемчуг. Токио, Художественная коллекция Альбиона. Фото Цунэхару Дои. Институт искусств Альбион, Париж

Разделенная на три части выставка в Школе ювелирного искусства L'ÉCOLE позволит посетителям познакомиться с разработками, основанными как на использовании необычных материалов, так и на освоении новых визуальных репертуаров.

Под кураторством Росселлы Фруассар (École Pratique des Hautes Études EPHE-PSL) выставка предлагает включить французские украшения, созданные в 1880–1914 годах, в более широкий исторический дискурс, в котором ограничения стилистического ярлыка не налагаются на творческие работы. 

Источник: lecolevancleefarpels
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом