Дом Советов и старая пекарня, грозные замки и изящные соборы, узкие подворотни и широкие улицы: в Музее янтаря открывается выставка ювелирных изделий на тему архитектуры.
В собрании Калининградского музея янтаря сформировалась значительная коллекция произведений ювелирного искусства, вдохновением для которых послужили как знаменитые памятники архитектуры, так и то, что окружает людей в повседневной жизни – типовые панельки спальных районов, старые жилые дома, советские здания в стиле необрутализма. Впервые они все вместе будут представлены на выставке под названием «Там, где мы живем» с 22 февраля по 17 апреля.
Среди более 30 произведений – изделия художников из Италии, Латвии, Литвы и России. Помимо предметов из фондов Музея янтаря на выставке гости увидят авторские работы калининградских художников и дизайнеров: Ольги Цыплаковой, Екатерины Машегировой, Кристины Эймер.
Украшения архитектурной тематики появились еще в IV–VI веках в Византии. Пройдя путь от простого декора, напоминающего арку, до сложнейших конструкций с множеством деталей, они завоевали любовь как художников, так и любителей ювелирных изделий по всему миру.
«Выставка построена по принципу города. Можно сказать, «нашего города»: в центре него – собор и река, это старый город. От них с одной стороны – район особняков, а с другой – «спальники». В сущности, экспозиция похожа на очень многие известные нам современные города, потому она и называется «Там, где мы живём»», – рассказывают кураторы выставки Ирина Кривонос и Майя Медведева.
В работах Конрада Лаймера (Больцано, Италия) посетители легко узнают архитектурные символы нашего региона. Его броши «Калининград» из композиции «Виа Клаудиа Августа» были вдохновлены не популярными городскими достопримечательностями, а Домом Советов, зданием, построенным на месте Кенигсбергского замка, но так и не введенным в эксплуатацию. Не только форма, ломаные угловатые линии, но и материал – неотполированное серебро – напоминают об этом грубом бетонном сооружении, архитектурной доминанте и знаковом месте города определенного исторического периода.
Другие художники обращаются к довоенному прошлому города, отчасти романтизируя его историю. В композиции Ольги Шороховой (Калининград) «Душа старого города» мы видим не просто кольца – это невысокие дома ныне несуществующего исторического центра, на одном из которых художница поместила вывеску «Пекарня», а подставка для колец украшена «брусчаткой». И выбор материала неслучаен – он подчеркивает неразрывную связь истории Кёнигсберга-Калининграда и солнечного камня, который и символизирует душу старого города.
Работы Анны Терещенковой (Санкт-Петербург) из серии «Питерские архетипы», которые были представлены на выставке Пятого всероссийского конкурса авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде в 2021 году, выражают ее впечатления от нетуристического Санкт-Петербурга. Взяв за основу простую форму куба и отказавшись от проработки деталей при создании колец «Подворотня» и «Двор-колодец», художница с помощью темного металла, резких очертаний и намеренно грубой текстуры создает ощущение мрачности, тяжести, рисует Петербург Достоевского, Крестовского, Замятина.
Каждый современный художник находит свои причины обратиться к архитектурному наследию и свой способ воплотить впечатления от него. Выставка «Там, где мы живем» представляет целый пласт ювелирных и камнерезных работ, которые отсылают зрителя к архитектуре прошлого, настоящего и будущего. Но у всех предметов есть общее – они являются интерпретацией архитектурных мотивов в украшениях, актуальных на протяжении многих веков.