Чокер, Франция, около. 1899–1901 гг. Золото, опалы и эмаль. Приобретено Калустом Гюльбенкяном у Рене Лалика в июле 1901 года.
В португальской столице есть достопримечательность, которую ценители ювелирного искусства непременно включают в свой туристический маршрут: музей Галуста Гюльбенкяна .
В частной коллекции представлено около 1000 разделеных на группы предметов, в том числе керамика и текстиль османской эпохи, дальневосточный фарфор и лаки, картины 15-го века, греко-римские скульптуры и произведения из Древнего Египта.
А одна из комнат обширного музейного кампуса посвящена коллекции носимых предметов Рене Лалика, французского художника начала 20-го века, известного также своими работами из стекла. На выставке представлены 77 его произведений, в том числе 57, которые классифицируются как драгоценные, поскольку в их состав входят такие драгоценные камни, как бриллианты, сапфиры, опалы, лунные камни и аквамарины.
Работы г-на Лалика в стекле. Getty Images
Гюльбенкян получил почти все произведения непосредственно от Лалика с 1889 по 1927 год (некоторые из них были показаны на Парижской Всемирной выставке в 1899 году).
Эти двое были друзьями. Никто точно не знает, как они встретились, хотя одна легенд гласит, что их познакомила актриса Сара Бернар, которая была клиенткой Lalique, - объяснила в одном из видеоинтервью Луиза Сампайо, руководитель отдела коллекций музея.
Г-н Лалик, выросший за пределами Парижа, создавал украшения для таких компаний, как Cartier и Boucheron, став дизайнером стиля модерн. Он умер в Париже в 1945 году.
Подвес из золота, эмали, слоновой кости и опала из собрания музея
Армянин по происхождению, Калуст Саркис Гюльбенкян родился в Ускюдаре, в Турции, в центре Османской империи. В 1896 году из-за преследований армянской общины Гюльбенкян вместе с семьей покинул Турцию. После непродолжительного пребывания в Каире он обосновался в Лондоне и получил британское гражданство. Позже он купил небольшой дворец, расположенный на авеню д'Иена в Париже. С началом Второй мировой войны Гюльбенкян переехал в Лиссабон, где оставался до своей смерти в 1955 году. Он заработал свое состояние как инженер и бизнесмен в нефтяном секторе.
Лалик на протяжении всей своей карьеры «был революционером», — сказала г-жа Сампайо. Что касается его украшений, по ее словам, «он не использует много драгоценных камней, обычно в качестве деталей используют только небольшие бриллианты». Также Лалик часто использовал эмаль, чтобы придать украшению не только цвет, но и блеск.
По ее словам, как в стекле, так и в ювелирных изделиях Лалик работал над тремя основными темами: женщина, флора и фауна. В коллекции музея можно найти такие предметы, как эмалированный золотой павлин, кошки из горного хрусталя и даже насекомые, в том числе скарабеи и кузнечики.
На самом крупном украшении коллекции изображена женщина в виде стрекозы — корсажное украшение. Без сомнения, это одно из самых впечатляющих украшений, когда-либо созданных Рене Лаликом, было представлено с огромным успехом на Парижской выставке 1900 года. В 1903 году г-н Гюльбенкян заплатил за него 6000 франков.
Гибридная фигура, одновременно прекрасная и ужасающая, представляет собой огромную стрекозу, покрытую золотом и эмалью, с шарнирно-сочлененными раскрытыми крыльями и чрезвычайно тонким декором из опаловой эмали, обогащенным бриллиантами, эмалью и лунными камнями.
Из разинутой пасти насекомого с когтями грифона выходит женский бюст, выполненный из хризопраза. Тонкое тело насекомого, выполненное из эмалированного золота, украшено кабашонами халцедона. Сочетая женскую фигуру с насекомым, мы видим гибридное существо со свирепыми когтями грифона, которое притягивает и отталкивает одновременно.
Другое изделие, гребень "Петушок" был приобретен коллекционером в 1904 году за 2800 франков.
Гребень в виде отдельно стоящей головы петушка из золота, рога и эмали. Петух держит в клюве кристалл ограненного аметиста. Это изделие отличается деликатной обработкой гребня петушка, а также великолепной эмалью в переливающихся тонах синего и зеленого, столь характерных для украшений Лалика. Гребень сделан из рога и имеет три зубца, соединеных золотым шарниром. Это ювелирное изделие было представлено на Парижской выставке в 1900 году, где, как и корсажное украшение «Стрекоза», оно вызвало большой шок и восхищение, окончательно укрепив репутацию Лалика.
Что касается сегодняшней стоимости, г-жа Сампайо написала в электронном письме, что оценочная стоимость для целей страхования является конфиденциальной, но «рынок заплатит более миллиона евро за некоторые произведения искусства».