Конкурс организаторы относят к хулиганским – художников ограничивают во времени, зато дают возможность поработать с нетрадиционными для ювелирного искусства материалами. В этом году от авторов ждали работы на тему будущего. Свои футуристические идеи представили 84 художника из 20 российских городов, а также Брюсселя. На конкурс поступило 112 работ и ювелирных серий.
«Мы даем ювелирам один месяц чтобы поразмышлять на определенную тему. В этот раз мы не ограничивали их в материале, поэтому увидели пластмассу, бетон, дерево, бумагу и различные полимерные материалы, которые больше всего у художников ассоциируются с будущим. Кое-что было представлено из работ прошлых лет, потому что футуристическое направление в ювелирке есть. Но нам хотелось, чтобы авторы не только поразмышляли в рамках формы украшений, но еще и придумали план на будущее – что нас ждет. И это оказалось для многих самым сложным, около 30 работ без концепции не прошли отбор», – рассказывает директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Юлия Ильина.
Рассуждая о будущем, авторы говорили как о негативном развитии событий – от апокалипсиса, засилия гаджетов и синтетики, развития искусственного интеллекта, так и о позитивном сценарии – о природе, гармонии, техническом прогрессе и науке. А вот спираль трактуется двояко – как путь, чтобы скатиться в архаику и как возможность развития. И все же в целом будущее видится художникам в позитивном ключе.
«Художник не может существовать вне контекста современной жизни, и каждая работа – это ответ на те условия, в которых он существует. Соответственно, он своей работой разговаривает с нами о завтрашнем дне. И зритель, видя работы, начинает искать соответствие своего взгляда на происходящее с представленным решением самого художника», – считает член жюри конкурса, ювелир Алексей Попов.
Оценивая работы, жюри отмечало соответствие концепции, новизну, умение работать с материалом, выстраивание диалога со зрителем, заявку на будущее развитие ювелирного искусства. Кроме того, учитывалось и то, вызывает ли изделие желание его носить.
«Это редкая выставка в России, которая открыта для авторов из разных городов и практически не имеет ограничений по жанру, материалу, участникам. Здесь авторы раскрепощаются и готовы показать необычные концепции. Когда ты меняешь сферу, материал, то начинается креатив, ты по-другому смотришь на объект и свое творчество. Здесь креатив вызывает именно жанр футуризм, ты можешь абстрагироваться от каких-то требований к реальности – можно делать что угодно, воплотить любую концепцию», – делится член жюри конкурса, главный редактор портала «Ювелирум» Ольга Кулейкина.
Итоги конкурса подведены в пяти номинациях – «Техно-футуризм», «Материя будущего в форме настоящего», «Философия футуризма в ювелирной пластике», «Футуро-форма», «Продуманный футуризм». Также вручены дипломы в специальных номинациях.
Среди победителей – Игорь Розанов, мастер из Тольятти, который сейчас живет и работает в Екатеринбурге. На конкурс художник представил подвес «Пульсар» из серебра и каучука.
«Вообще, мне футуризм не особо близок, это что-то мелькнуло в изделии. Оно отдельное в таком геометрическом образе, в основном у меня бионика, пластика. А здесь работа в 3d, что я очень редко использую. Эскиз был сделан лет 10 назад, в металле я исполнил его года два назад и вот сейчас оно пригодилось», – рассказывает ювелир Игорь Розанов.
До 19 мая 2024 года посетители выставки могут принять участие в голосовании за работу, достойную приза зрительских симпатий. В течение апреля пройдут авторские экскурсии и лекции, посвященные будущему, астрономии и этнофутуризму.
Экспозиция работает до 20 мая 2024 года в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства на Ленина, 37. Выставку можно посетить по Пушкинской карте.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СЛУЖБА ПОРТАЛА КУЛЬТУРА-УРАЛА.РФ, ФОТО: КИРИЛЛ ДЕДЮХИН