«Наш музей обладает редчайшей коллекцией авторского декоративного искусства 1960–1980-х годов, наследованной нами у Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В новой экспозиции мы показываем около 400 произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля — работы талантливых художников, принадлежавших московской и ленинградской школам, работавших в центральной России, Прибалтике, Белоруссии, Украине, Армении, Грузии и Казахстане».
Феликс Кузнецов (1940-2021). Композиция «Черный тетраэдр». Россия, Москва. 1990. Сталь, эмаль
Советское декоративное искусство в послевоенные годы находилось на особом положении. Художники-прикладники не испытывали идеологического давления и пользовались многими благами, которые предлагало государство: бесплатными мастерскими, готовым производством и государственными заказами. В те же годы декоративное искусство впервые прямо заявило о своей автономии и равнозначности живописи, графике и скульптуре. Советские художники-прикладники доказывали свое право на самовыражение и эксперименты, об успехе которых свидетельствовали призы на международных выставках художественной керамики в Валлорисе (Франция) и в Фаэнце (Италия), текстильного искусства в Лозанне (Швейцария) и Лодзи (Польша), авторского ювелирного искусства в Яблонце-над-Нисой (Чехословакия).
Валерий Малолетков (род. 1945). Декоративная композиция «Камчатка». СССР, РСФСР, Москва. 1981. Шамот, глазурь
«”… На кухне вымыты тарелки. Никто не помнит ничего” — стихотворение Бориса Пастернака, которое я обожаю, написано совсем по другому поводу, но применимо и к нашей сегодняшней жизни, — объясняет куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Ольга Докучаева. — За прошедшие с момента коллапса СССР тридцать лет многое растворилось, и пришло время заново обо всем рассказывать. Выставка не подразумевает системного анализа огромного пласта истории искусства. Это авторский и очень личный проект, главную задачу которого я видела в том, чтобы показать художественный предмет и помочь начать с ним коммуницировать».
Марина Лисицина (род. 1947). Объект «Графический калейдоскоп». Лыткаринский завод оптического стекла. Россия, Московская обл., Лыткарино. 1994. Стекло оптическое цветное, стекло оптическое, гравировка
Выставка занимает десять залов, посвященных вечным темам, образам и средствам выразительности, которыми пользуются художники. Это и есть «основные элементы» — необходимые составляющие художественного процесса. В экспозиции собраны работы, посвященные природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике. В зале «Земля» много керамики из шамотной массы, популярной у керамистов второй половины XX века. Материал этот требовал особых условий для обжига — около 1300 градусов по Цельсию, — что стало возможным благодаря новым технологиям, которые стали доступны для художников как раз в то время. В зале «Огонь» акцент сделан на работах художников-стекольщиков. К эталонным образцам принадлежат композиции Виктора Шевченко «Метаморфозы» и «Слово о полку Игореве» — яркий пример метафорического языка, очень распространенного в декоративном искусстве второй половины XX века. Залы «Воздух» и «Вода» наполнены гобеленами, композициями из стекла и керамикой. В разделе «Движение» много произведений, посвященных спорту — например, гобелен «Велотур» Маллы Томберг и хрустальные призы «Штангистам» Адольфа Курилова. Зал «Живая материя» отдан работам с анималистическими и ботаническими мотивами, а раздел «Свет и цвет» — абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.
Марина Лисицина (род. 1947). Объект «Графический калейдоскоп». Лыткаринский завод оптического стекла. Россия, Московская обл., Лыткарино. 1994. Стекло оптическое цветное, стекло оптическое, гравировка
«На выставке не будет клишированных представлений о полузабытой, хотя еще и совсем недавней эпохе, — добавляет Ольга Докучаева. — Не будет заезженных штампов о идеологизированности, плакатности, пресловутой ангажированности искусства советской эпохи, «лобовой» привязки к советским реалиям. Вместо них — рассказ о том, каким было авторское декоративное искусство второй половины XX века, почему именно тогда оно переживало небывалый подъем и какие великолепные и совершенные произведения были тогда созданы».
Во время работы выставки в экспозиции будут находиться арт-медиаторы, которые станут своеобразными проводниками и помогут посетителям найти личный фокус восприятия отдельных произведений и всей экспозиции в целом. А связь с ушедшей эпохой помогут восстановить люди старшего поколения — наши «серебряные волонтеры», для которых предусмотрена специальная творческая программа.
Выставка «Основные элементы» открыта с 28 июня 2022-го по 12 марта 2024 года в Хлебном доме.
Куратор выставки — Ольга Докучаева
Дизайнер выставки — Нана Абдрашитова