Уникальное произведение искусства, передающее сложные формы поздней готики, ‒ серебряный монстранц – литургический сосуд для гостии, исполненный Гансом Рисенбергом для церкви Святого Николая (Нигулисте) в Ревеле. Работа, датируемая 1474 годом, хранит и имя мастера, что является редким для этого времени. Этот реликварий получен Петром I в качестве подарка от городских властей.
Монстранц
Ревель. 1474.
Мастер Ганс Рисенберг
Серебро, стекло, эмаль; литье, чеканка, гравировка, позолота.
© Государственный Эрмитаж
Фотограф: Александр Ботков
В романскую, а затем в готическую эпоху монстранцы изготавливали из позолоченного серебра, сложной архитектонической формы, воспроизводящей в миниатюре готический собор. В центре помещается небольшой прозрачный цилиндр, в котором находилась гостия либо иные реликвии.
С XV века монстранцы стали делать в виде плоского прозрачного диска, окружённого золотыми лучами, символизирующими Божественный свет. Вся конструкция увенчана крестом.
История этого шедевра прослеживается с момента заказа. Монстранц датирован и подписан мастером, существуют документы, рассказывающие о подробностях его создания и дальнейшей судьбе, что является редчайшим фактом для произведения средневекового искусства.
В католическом богослужении монстранц (от лат. monstrare – показывать) – литургический сосуд для хранения и демонстрации освященной гостии (от лат. hostia – «жертва»). Большое распространение монстранцы получили после 1264 года, когда был установлен праздник Тела Христова, во время которого гостия участвовала в торжественной процессии.
Экспозиция в Аполлоновом зале – повод не только вспомнить историю создания произведения и драматические повороты его последующей судьбы. Это, прежде всего, возможность увидеть памятник заново – во всей его уникальности и торжественном великолепии, подобающем величайшей святыни, для которой он был создан.