Караваны верблюдов, пересекающие пустынные дюны, торговцы, торгующие шелками и специями на базарах, — вот образы, которые приходят на ум, когда мы думаем о Шелковом пути. Но реальность выходит далеко за рамки этого.
Новая новаторская выставка в Британском музее, Silk Roads, бросает вызов и расширяет современную популярную концепцию «Шелкового пути» как простой истории торговли между «Востоком» и «Западом». Фактически, Шелковые пути представляли собой не единый торговый маршрут, а перекрывающиеся сети, связывающие сообщества по всей Азии, Африке и Европе, от Японии до Британии, от Скандинавии до Мадагаскара.
Амбициозная по своему масштабу и обширная по своему географическому охвату, эта выставка стала первой, которая рассмотрит, как эпические путешествия людей, предметов и идей по Шелковому пути сформировали различные культуры и общую историю. Шелковые пути использовались на протяжении тысячелетий, и выставка посвящена определяющему периоду в их истории, примерно с 500 по 1000 год нашей эры. Эти столетия стали свидетелями значительных скачков в связности и подъема универсальных религий, которые связывали сообщества на разных континентах.
Структурированная в пять географических зон, которые отправляют посетителей в их собственное путешествие по Шелковому пути, выставка демонстрирует более 300 объектов: от индийских гранатов, найденных в Саффолке, до иранского стекла, найденного в Японии, они раскрывают поразительный охват этих сетей.
Многие из экспонатов впервые выставлены в Великобритании, включая старейшую группу шахматных фигур, когда-либо найденных, и монументальную шестиметровую настенную роспись из «Зала послов» в Афрасиабе (Самарканд), Узбекистан. Картина вызывает в памяти космополитизм согдийцев из Центральной Азии, которые были крупными торговцами в этот период.
Другие экспонаты поступили через новые партнерства с музеями в Узбекистане и Таджикистане, демонстрируя важность Центральной Азии в этой истории, охватывающей весь континент. Silk Roads также станет первой выставкой в истории музея, которая будет иметь мультикураторский подход, представляя экспонаты из разных учреждений.
Посетители также встретятся с личностями, чьи истории переплетены с Шелковым путем, включая Виллибальда, гениального контрабандиста бальзама из Англии, и легендарную китайскую принцессу, которая поделилась секретами шелководства со своим новым королевством. Охватывая пустыни, горы, реки и моря, Шелковый путь рассказывает историю связи между культурами и континентами за столетия до развития глобализированного мира, который мы знаем сегодня.
Люк Ю-Пин, куратор китайской живописи, гравюр и центральноазиатских коллекций Basil Gray, добавляет: «Наша цель на этой выставке — рассказать более богатую, более сложную историю Шелкового пути за пределами торговли между Востоком и Западом, подчеркнув взаимосвязь Азии, Африки и Европы в период с 500 по 1000 год нашей эры. Мы очень рады невероятным, впервые предоставленным в аренду экспонатам, которые будут представлены вместе с ключевыми экспонатами Британского музея. Это было действительно совместным усилием, очень в духе Шелкового пути».
Сью Бруннинг, куратор европейских коллекций раннего Средневековья и Саттон-Ху, сказала: «Невероятно волнительно расширять историю Шелкового пути в те части света, которые традиционно не ассоциируются с его популярным образом, в том числе здесь, в Британии. Например, посетители увидят шкатулку из китового уса, сделанную на северо-востоке Англии, но украшенную вырезанными на ней историями, историями и языками, взятыми из более широкого мира. Это поразительное произведение, которое действительно воплощает трансконтинентальную широту связей между 500 и 1000 годами нашей эры ».
Элизабет Р. О'Коннелл, куратор Византийского мира, комментирует: «Эта история Шелкового пути охватывает множество путешествий, которые охватывают расстояние от Тихого океана до Атлантики. От империй до отдельных людей, мы стремились показать спектр сетей, которые способствовали движению, как добровольному, так и недобровольному. Для нас огромная привилегия донести до наших посетителей истории дипломатов и паломников, ученых и студентов, беженцев и пленников, торговцев и торговцев».
Выставка «Шелковые пути» продлится по 23 февраля 2025 года в выставочной галерее Sainsbury в Британском музее.
«Шкатулка Франков», англосаксы, начало VIII века ©Попечители Британского музея
Изображения на этой шкатулке черпают вдохновение из христианских традиций, североевропейской мифологии, еврейской и римской истории, а также имеют подписи на латыни и древнеанглийском руническом языке, все это напоминает о мирских познаниях дизайнера. Надпись на передней панели увековечивает кита, из костей которого она была вырезана.
Золотая наплечная пряжка, ранняя англосаксонская, ок. 560/70-610 гг. н.э. ©Попечители Британского музея
Знаменитое захоронение корабля в Саттон-Ху в графстве Саффолк содержало самые прекрасные известные образцы гранатовой перегородчатой металлической отделки. Научный анализ, проведенный для этой выставки, проследил драгоценные камни на этой плечевой застежке до далеких источников. В изогнутой части застежки тела двух кабанов образованы пурпурно-красными индийскими гранатами. Их щетинистые спины — крошечные оранжево-красные богемские (чешские) и шри-ланкийские драгоценные камни.
Карта мира из сочинения аль-Идриси « Нузхат аль-муштак фи их0рак аль-афак» («Удовольствие того, кто стремится пересечь горизонты»), рукопись 1533 года с оригинала 1154 года . © Бодлеанская библиотека, Оксфордский университет.
Эта карта была первоначально нарисована аль-Идриси (работал в 1154 году) для христианского короля Сицилии Роджера II (годы правления 1130–1154). Она следует традиции исламского картографирования, которая ориентирует мир на юг и помещает центр мира в Мекку, центр мусульманского паломничества. Она показывает Аравию как часть более обширного мира Афроевразии, иллюстрируя ее связь со средиземноморским побережьем, простирающимся до Пиренейского полуострова и на восток через Индийский океан, достигая Китая.
Стеклянный рог для питья, Италия, 550–600 гг . н.э. © Попечители Британского музея
Лангобарды, которые мигрировали в Италию из Паннонии (Центральная Европа) в 568 году нашей эры, переняли и адаптировали многие аспекты византийской жизни, от политической инфраструктуры до моды и столовых приборов. Этот элегантный рог для питья, найденный в Сутри в Италии, имеет характерную североевропейскую форму, но покрыт трещинами из кобальтово-синего средиземноморского стекла.
Кинжал и ножны, украшенные золотом, гранатами и стеклом, Корея, 400-е гг. н. э. Сокровище 635. Фото: Национальный музей Кёнджу, Корея.
С 300-х до начала 500-х годов нашей эры высокопоставленные лица в королевстве Силла на Корейском полуострове хоронились с роскошным золотом и импортными предметами. Этот кинжал с искусно украшенными ножнами был обнаружен в гробнице, принадлежащей двум мужчинам, похороненным в начале 500-х годов нашей эры в Кёнджу, столице Силла. Он украшен золотыми оправами, инкрустированными гранатами и стеклом, техника, которая развивалась в Черном море, на Кавказе или в Западной Азии. Его нижняя часть имеет характерную трапециевидную форму, которая была популярна в северо-западном Китае и Центральной Азии. Считается, что этот кинжал в ножнах проделал долгий путь, чтобы достичь Корейского полуострова.
Позолоченная серебряная чаша из Галлоуэйского клада, Шотландия, около 650–800 гг. н. э . Фото © Национальные музеи Шотландии
Этот сосуд с крышкой, часть богатейшей группы предметов эпохи викингов, когда-либо обнаруженных в Британии, передает удивительные связи между Шотландией и Западной Азией. Недавний анализ проследил черную инкрустацию кубка до серебряного рудника в современном Иране, а его пылающие мотивы столбов напоминают зороастрийские огненные алтари в сасанидском искусстве. Текстильные обертки, сохранившиеся на его поверхности и внутри, включают самый ранний известный шелк, найденный в Шотландии.
Украшенная золотая чаша, Румыния, около 750–800 гг. н. э. Музей истории искусств, Вена . Фото: KHM-Museumsverband.
Эта чаша из большого золотого клада, найденного в Сынниколау Маре (ранее Надьсентмиклош) в Румынии. Она связана с аварами, изначально кочевым народом из северо-восточной азиатской степи. Они мигрировали на запад и основали многоэтническое государство в Центральной Европе к 500-м годам нашей эры. Эта драматическая сцена грифона, терзающего козу, возможно, адаптировала мотивы, известные аварам из византийских, сасанидских и исламских шелков.
Шелковый путь как вдохновение для ювелиров
«Шелковый путь является частью нашей истории, поэтому... это то, что мы очень рады и взволнованы тем, что продолжим развивать», — говорит Роберто Богоссян, управляющий партнер Boghossian, представитель шестого поколения семьи этого женевского ювелирного дома.
«Мы считаем, что это действительно отражает то, кем мы являемся и за что выступаем. Мы являемся идеальным примером культурного смешения, пришедшего с востока и обосновавшегося на западе». Его предок, Ованесс Богосян, основал ювелирную мастерскую в турецком городе Мардин в 1868 году, а семья расширила свою деятельность, занявшись покупкой и продажей камней, прежде чем окончательно обосноваться в Европе в 1970-х годах. Сегодня Роберто Богосян говорит, что дизайн бренда вдохновлен «женственностью, теплом [и] цветами Востока. И мы смешиваем это с новизной, техничностью и изобретательностью Запада».
Ожерелье из коллекции Palace Voyages от Boghossian
Изделия из недавней коллекции высокого ювелирного искусства Palace Voyages, которая вдохновлена архитектурными и декоративными деталями 14 дворцов от Китая до Великобритании. Роберто Богоссян говорит, что эта «эклектичная, но значимая коллекция» представляет путешествия его семьи.
Китайский дизайнер Анна Ху впервые черпала вдохновение в торговом пути для своей пятикомпонентной музыкальной коллекции Silk Road, проданной на аукционе Sotheby's в 2019 году. Часть вырученных средств была пожертвована Silkroad, некоммерческой музыкальной организации, основанной виолончелистом Йо-Йо Ма, которая также была вдохновлена культурным сотрудничеством в ранней торговле.
Ожерелье Ху Dunhuang Pipa с фантазийным интенсивным желтым бриллиантом весом 100,02 карата, названным в честь китайского четырехструнного музыкального инструмента, было продано за 45,4 млн гонконгских долларов (5,8 млн долларов). Ху, сама виолончелистка, продолжает черпать вдохновение из музыки и танцев Шелкового пути. «Когда я смотрю на цвет, я думаю об определенной тональности», — говорит она. «Ля мажор — это золотистый свет желтого или белого, а ре-бемоль мажор — это действительно пастельно-лавандовый».