Государственный исторический музей продлил работу экспозиции "Рукотворная связь времен. Искусство ювелиров России" до начала июля. Что позволяет сохранить преемственность поколений ювелирных мастеров прошлого и настоящего, как современные технологии сочетаются с наследием Карла Фаберже, может ли янтарь выглядеть как настоящий драгоценный камень, что такое "капля вечности" и зачем Гохрану понадобились голограммы, IPQuorum расспросил ведущего специалиста выставки "Алмазный фонд" Александру Юрченко.
- Почему, на Ваш взгляд, выставка пользуется популярностью у посетителей?
- Мне кажется, дело в том, что в экспозиции представлены как именитые русские мастера-ювелиры XVIII‒XX веков, так и совсем молодые дизайнеры, участники конкурса "Россия. XXI век". Многим интересно увидеть, как наша история отражается в современных шедеврах, как традиции обретают совершенно иное звучание благодаря современным технологиям. При этом ключевым моментом для всего русского ювелирного дела являются чистота и высокий уровень отделки, качество исполнения каждой вещи, причем как ее лицевой стороны, так и оборотной. Внимание к традициям сочетается с мастерством обработки различных материалов, камней, металлов. Кроме того, на выставке есть два предмета, которые демонстрируются впервые. Это серебряный кувшин, изготовленный знаменитой фирмой Сазиковых в 1856 году для награждения шотландского агронома за вклад в развитие сельского хозяйства Российской империи, и ковш, предназначенный для подарка членам французской делегации по случаю визита президента Эмиля Франсуа Лубе в Российскую империю в 1902 году. Благодаря мастерам фирмы Ивана Морозова предмет богато украшен эмалью и сканью.
- Расскажите о ювелирном конкурсе "Россия. XXI век".
- Гохран как государственное хранилище ценностей министерства финансов России имеет возможности не только хранить, изучать шедевры и традиции прошлого, но и активно участвовать в жизни современного ювелирного дела. Конкурс "Россия. XXI век" - это один из способов поддержать наших талантливых современников, причем как начинающих, так и уже сформировавшихся мастеров, признанных как у нас, так и на международном уровне. Собственно, на этом и держится рукотворная связь времен.
В этом году на конкурс было прислано более 500 заявок от современных мастеров из 46 городов России. А значит, на суд профессионального жюри поступило свыше 1500 предметов ювелирного искусства. Важно сказать, что на конкурсе представлены именно авторские работы. Потому что часто бывает, что мы знаем бренд, но понятия не имеем о мастерах, которые за ними стоят.
- Представьте самые яркие работы, которые можно увидеть на выставке
- Одно из красивейших произведений на выставке - кольцо "Ромашка" Сергея Изместьева, победившего в номинации "Ювелирные техники: традиции в мастерстве". "Ромашка" состоит исключительно из бриллиантов, в центре мы видим камень весом чуть более трех карат насыщенного ярко-оранжевого цвета, обработанный фантазийной огранкой октагон, то есть восьмигранник. Вокруг восемь бриллиантовых лепестков, каждый собран из трех разновеликих багетов (багет - огранка прямоугольной формы). На выставке можно рассмотреть кольцо со всех сторон: с изнанки оно так же совершенно, как и с внешней стороны.
Сергей Изместьев, серьги "Закат Империи", золото, султаниты, горячая эмаль
У нас представлены и другие произведения мастера, чтобы был виден контекст, в котором он творит. Сердцевиной каждого украшения является уникальный камень: рубеллит (разновидность турмалина), изумруд, обработанный кабошоном (благодаря этому он имеет такую гладкую выпуклую отполированную поверхность без граней), танзанит в окружении жемчуга.
Очень интересный экспонат - кольцо "Инверсия" Виктории Синельниковой и Вероники Мухи, победивших в номинации "Использование нетрадиционных материалов в авторских работах". Перед нами - союз ювелирного искусства и лаковой миниатюры на папье-маше. В результате мы можем видеть панораму вечерней Москвы. По центру как ночной страж встроена Семиверхая, или Алексеевская башня, которая когда-то была частью Белгородской стены.
Отдельного упоминания заслуживает номинация "Мастерство художественной огранки". То есть если у Изместьева мы видим, как драгоценные камни раскрывают свою красоту в окружении других камней, благородных металлов, то здесь они представлены как самостоятельные произведения искусства. Победителем стал Виктор Тузлуков, продолжающий традицию пасхальных подарков фирмы Карла Фаберже.
Перед нами - фианит лилового цвета. На камень нанесено 3600 граней, каждая из которых символизирует собой секунду. 3600 секунд - это астрономический час. Яйцо так и называется "Час (Капля вечности)". Таким образом мастер призывает нас ценить каждое мгновение, потому что именно из них складывается вечность.
Интересный экспонат создан творческим и семейным дуэтом Эдуардом и Надеждой Ахметшиными - три бесцветных топаза входят в единую серию, которая называется "Зимняя". Работа посвящена Альме Пиль, единственной женщине-ювелиру, которая работала у Карла Фаберже в начале XX века.
- С развитием технологий создавать такие шедевры становится легче?
- Конечно, сейчас в помощь компьютер, 3D-моделирование, 3D-сканеры, новые материалы. Например, если говорить о "Капле вечности" Виктора Тузлукова, то именно компьютер помог рассчитать огранку камня, чтобы максимально выразить авторскую идею в камне.
Также прекрасный пример использования технологий для художественной огранки - работа Дмитрия Саморукова, которому удалось огранить янтарь. Многие пробовали использовать этот материал, но смола даже в твердом состоянии настолько мягкая, что полировка не удавалась. Нужно было подобрать специальное оборудование и особый инструмент, чтобы грани не "заваливались" и получился этот эффект драгоценного камня. Если не знать, что это янтарь, то можно запросто принять его, например, за топаз.
Продолжая тему материалов, могу сказать, что на выставке помимо золота и серебра представлен, скажем, титан. Он легкий, прочный, а главное, благодаря технике оксидирования металл может становиться розовым, голубым, как, например в серьгах "Ваадху" Евгения Данилова. Бывает, что поверхность приобретает радужный перелив цветов. Прогресс также подарил возможность использовать синтезированные камни. Так, например, для колец Bigbadaboom и Cubed cube Владислав Глынин взял синтетические рубины и наноситалы. Причем наноситалы были специально созданы именно для этих двух украшений: в первом случае они имеют серо-графитовый оттенок, а во втором им придан так называемый цвет параиба, одной из разновидностей турмалина. Если говорить простыми словами, то это кристаллизированное стекло, в основе которого оксиды кремния и алюминия. Так как искусственный камень с универсальной химической основой, его цветовая палитра практически бесконечна. Нужно отметить, что изобретены они у нас и производятся исключительно в Московской области.
Влад Глынин. Кольцо "BIGBADABOOM 2020", рутил, рубины, бронза, белый родий
Влад Глынин, кольцо "Cubed Cub"; бронза, черный родий, наноситал. Фото - Кирилл Будвейсер
- Продолжая тему современности, давайте поговорим про такую номинацию, как "Отражение сегодняшнего времени в произведениях ювелирного искусства".
- Здесь я бы отметила победителя Виктора Коренного. На выставке представлены серьги "Линии пространства" и кольцо "Станция Юпитер". Мастер по своей профессии инженер-механик, что и нашло отражение в его работе. Многим также очень нравится кольцо "Астрономия", созданное Максимом Одинцовым.
Виктор Коренной, серьги "Линии пространства", золото, топазы, хризолиты, бриллианты
Виктор Коренной, кольцо "Станция Юпитер", серебро, аметисты, топазы, хризолиты, горячая эмаль
Максим Одинцов, кольцо"Астрономия", платина, желтые сапфиры, эмаль, бриллианты
- Еще одно интересное нововведение выставки - использование голограмм. Для чего это понадобилось?
- В первую очередь они нужны для того, чтобы познакомить более широкий круг зрителей с предметами, которые нельзя вывозить из места хранения - например, шедевры ювелирного искусства Алмазного фонда Московского Кремля. Чтобы они могли "путешествовать", были созданы ультрареалистичные полноцветные голограммы. Появились они благодаря совместному проекту Гохрана России, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) и их коллег из Греческого института голографии. Создаются голограммы с помощью относительно компактной трехцветной лазерной камеры. Сканирование предмета происходит непосредственно в помещении хранилища, а затем получившуюся пластину особым образом обрабатывают, чтобы проявились цвета эмульсии. Именно она создает объемный эффект и делает каждую вещь практически настоящей. Правда, для того чтобы объем стал видимым, требуется специальное освещение. На сегодняшний день существует 11 голограмм, но в будущем мы надеемся запечатлеть таким образом как можно больше предметов нашей коллекции.