Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

«Инсектарии» — коллекции ювелирных изделий в виде насекомых. Антикварные байки

25 января 2021
Редакция

«Инсектарии» — коллекции ювелирных изделий в виде насекомых. Антикварные байки

Брошь. Золото, демонтоиды, бриллианты, жемчуг, опал. 1879 г

Насекомые встречались в украшениях во все времена, но настоящая мода на них началась в начале XIX века в связи с развитием естественных наук. С тех пор жучки-паучки навсегда стали одними из самых востребованных образов в украшениях, и до сих пор практически все известные ювелирные дома имеют свой драгоценный инсектарий, пополняемый время от времени новыми образчиками.

Викторианская брошь. Золото, лунный камень, бриллианты, ок. 1890

Часы-браслет «Хепри» в виде жука скарабея. Лазурит, оникс, изумруды, бриллианты. Бушерон (Boucheron). 2011 год

Ювелиры XIX века не просто использовали образы насекомых, а практически копировали Матушку-Природу и непременно имели альбомы с натуралистическими зарисовками насекомых и заказывали эскизы у энтомологов. Собственно броши и колье XIX века правильнее всего называть "энтомологическими".

Ювелиры того времени создали сотни антикварных брошек-стрекоз, пауков и божьих коровок, и именно тогда зародились так называемые «инсектарии» — коллекции ювелирных изделий в виде насекомых. Коллекции пополнялись за счет ювелирных украшений, которые, в том числе, выполнялись и под заказ.

Викторианская брошь, золото, опал, бриллианты, первая треть 19 века

Бабочек-стрекозелов делали знаменитые ювелирные мастерские — Овчинников, Сазиков, Хлебников, Фаберже — используя при этом новомодные технологии: эмалирование, филигранное гильоширование, а также инкрустация целым букетом драгоценных камней: аметист, гранат, агат и многими другими.

Шкатулка. Серебро, гранаты. Павел Овчинников. Россия. 19 век

Первенство в изготовлении украшений с насекомыми принадлежит Луи-Франсуа Картье, "королю ювелиров и ювелиру королей". К ХХ веку популярность насекомых возросла благодаря знаменитому Рене Лалика, страстному любителю насекомых, а стрекоза по праву считается одним из самых востребованных образов в его украшениях, хотя не проходил он мимо и других "крылатых":

Для парижской Всемирной выставки в 1900 году Альфонс Муха и Жорж Фуке разработали коллекцию в стиле Ар Нуво. Эти украшения очень отличались от традиционных ювелирных дизайнов того времени, но публика и критика приняла их благосклонно. В той коллекции тоже много насекомых:

Одним из самых признанных современных ювелиров-любителей-насекомых считается Жильбер Альбер, который всегда говорил, что красота драгоценного изделия таится не в количестве карат, а в оригинальной идее исполнения. Тем не менее, большинство украшений в коллекциях ювелирного дома Gilbert Albert обрамляют в драгоценные металлы и драгоценные же камни.

Самыми популярными видами насекомых во все времена были и остаются бабочки и стрекозы.

Викторианская брошь. Золото, изумруды, бриллианты. 1890

Во-первых, их природная раскраска наиболее привлекательна и яркая, во-вторых, форма крыльев и симметрия органично вписываются в дизайн изделия. Большую роль играет и символичность этих насекомых.

Так, у многих народов бабочка ассоциируется с душой человека и является символом бессмертия.

А стрекоза как бы подтверждает активную жизненную позицию человека, который выбирает подобные украшения. Кроме того, как и бабочка, она является символом спасения души и короткой, но прекрасной человеческой жизни, лёгкости, грациозности и легкомыслия.

На второе место можно поставить жуков, точнее, жуков-скарабеев.

Их делали еще в огромном количестве в Древнем Египте, где эти жуки, как известно, считались священными:

Жук-скарабей для древних египтян — божество Хепри, символ бессмертия, вечной жизни, рождающегося каждое утро нового солнца и одновременно пути, которое оно совершает. Скарабей – это символ и синоним души, ее полной трудов пути и настойчивого движения к цели, а также путь ученика к мудрости.

Позже ювелиры стали копировать подобные вещи, основывая уже свой выбор не столько на образе жука, сколько на ассоциации с Древним Египтом и раритетности античного образа скарабея. Вот, например, викторианская брошь-скарабей:

Жук-олень близок скарабею и тоже в позднейшей традиции ассоциируется с египетским Хепри. Однако, в этом образе главное значение имеют его рога, которые являются символом энергии и силы, главным образом, фаллической, мужской.

Викторианская брошь. Серебро

Отдельно стоит отметить образ божьей коровки, которая и свое название получила от того, что многие народы считали ее насекомым Богородицы.

Во всех культурах божья коровка выступает как символ удачи и благих вестей, а также символ благодати, доброты, прощения.

Считается, что божья коровка выступает в роли посланника между людьми и Богом. Найти божью коровку считалось хорошей приметой.

Викторианская брошь. Золото, эссекский хрусталь

Божью коровку связывали с Великой Богиней, а позже была атрибутом Богоматери. Отсюда ее названия в европейских языках: "птица Богоматери", "божья Марьюшка", "жук Марии". В норвежском ее называют очень смешно "курочкой Марии".

В наши дни божья коровка стала символизировать еще и любовь и сексуальность.

К тому же, характерные пятнышки на спинке, выполненные при помощи драгоценных камней, очень гармонично вписывались в образ любого изделия.

А само количество пятнышек на панцире тоже имеет определенное символическое значение: чем больше пятнышек, тем сильнее считается этот талисман удачи. Одно пятнышко — отличное начало нового дело, два — символ гармонии, три — человек сможет найти правильное решение в сложной ситуации, четыре пятнышками — защита от воровства, пять — повысит творческий потенциал, шесть — поможет в учебе, семь — особый знак, залог удачи во всех делах.

Золото, бриллианты, красная маль гильоше. Россия, конец 19 - начало 20 в

Чуть реже использовались образы пчелы, осы и мухи.

Пчела не только символ трудолюбия, но и созидания, а вот оса — более сложный символ, который в позднейшей традциии стал ассоциироваться с острым язычком и умением парировать нападки врагов.

Брошь "Оса". Франция, 19 век. Золото, эмалью и бриллианты

Пчела и шмель всегда ассоциировалась с трудолюбием, оса — с настойчивостью, а муха, как не странно, — с деловой активностью.

Викторианская брошь. Золото, эмаль, бриллианты

Золотая викторианская брошь. Жемчужина барокко, бриллианты, сапфир, рубины

Источник: zen.yandex.ru
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом