Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Руководство по коллекционированию: традиционные индийские украшения

29 апреля 2025
christies.com

старинное императорское ожерелье из шпинели, жемчуга и изумруда. Семь шпинелевых бусин, жемчуг, капля изумруда в форме груши, кабошон, шпинелевые бусины XVII века, перенанизанные позднее Продано за 3 015 000 долларов 19 июня 2019 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке.

По словам специалиста Бехназа Атиги Могаддама, традиционные индийские ювелирные изделия действительно выделяются благодаря уникальным природным ресурсам региона и купеческой щедрости путешественников древних торговых путей. Эти изделия «известны своими цветами и замысловатыми узорами», которые отражают богатую культурную историю и разнообразие индийского искусства.

Богатая культура ювелирного искусства Индии отчасти является результатом необычайного разнообразия и качества минералов, которые можно было найти по всему субконтиненту. Шахты Голконды давали самые лучшие алмазы, Кашмир производил самые редкие и красивые сапфиры, а Барода (ныне Вадодара) производила самые прекрасные жемчужины.

Самые великолепные изумруды прибывали в Индию из Колумбии через контролируемые Португалией порты Гоа. Бирюза из Ирана, шпинели из рудника Бадахшан в районе Памира (на границе между Афганистаном и Таджикистаном) и алмазы с Мадагаскара также попадали в Индию через обширные торговые сети страны.

Во времена династии Великих Моголов, правившей Индией с 1526 по 1857 год, самые прекрасные камни превращались во впечатляющие произведения искусства: от серег, ожерелий, браслетов, колец и джигх (украшений для тюрбанов ) до ювелирных изделий, таких как кинжалы, перьевые вазы и чернильницы.

 

Золотое эмалевое ожерелье и базабанд с бриллиантами, северная Индия, конец XIX века. 

«Традиционные индийские украшения известны своими цветами и сложными узорами, включающими драгоценные камни, филигранную работу и эмалированные поверхности», — говорит Бехназ Атиги Могаддам, специалист по исламскому и индийскому искусству в Christie's, Лондон. Хотя серебро иногда использовалось в качестве основы, золото было более популярным для ювелиров выбором. «Золото в Индии — это не просто металл — это эмоции, традиции и сила, объединенные в одно целое. Оно олицетворяет духовность, процветание, традицию, идентичность и безопасность, что делает его одним из самых значимых элементов в индийской жизни и культуре».

В эпоху Моголов ювелирные изделия были неотъемлемой частью утверждения ранга, статуса и власти. Браслеты, например, носили только замужние женщины, в то время как длинные жемчужные ожерелья и украшенные драгоценностями джиги были зарезервированы для самых высокопоставленных членов королевской семьи. (К XVIII веку, когда власть Моголов пошла на спад, региональные правители по всему субконтиненту начали носить украшения в виде тюрбанов как символы ранга.)

Столь же символичным был камень шпинель, который высоко ценился императорами Моголов и символизировал императорскую власть, божественное право и королевское наследие. Красная шпинель, которую часто принимали за рубины, стала фаворитом среди королевской семьи Моголов из-за ее яркого цвета, редкости и долговечности. «Мы знаем о многих традициях в индийских ювелирных изделиях из сохранившихся картин того периода», — говорит Атиги Могаддам. «Некоторые из них иллюстрируют способы, которыми правители Моголов и придворные чиновники любили носить свои драгоценности, в то время как другие изображают обряды посвящения в индийской ювелирной традиции».

Портрет Шаха Джахана, Могольская Индия, около 1700 г. 

 

Золотое украшение для тюрбана с драгоценными камнями, Индия, первая половина XX века . 3 x 3 дюйма (7,6 x 7,6 см). Предполагаемая цена: 5000–7000 фунтов стерлингов. Предлагается на аукционе Christie's в Лондоне в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 г.

Поскольку драгоценные камни были символом ранга и статуса, правители Моголов также ценили их за символическое значение. «В ювелирных изделиях Моголов драгоценные камни и цвета имели духовное значение», — объясняет Атиги Могаддам. «Рубины символизировали власть; считалось, что изумруды приносят мудрость, исцеление и вечную жизнь; в то время как жемчуг олицетворял чистоту и элегантность». Что касается цветов, красный представлял страсть, синий символизировал спокойствие, а зеленый указывал на плодородие. Изумруды и шпинели были одними из самых почитаемых драгоценных камней и поэтому на них часто гравировали личное послание, имена императора или стихи из Корана.

Драгоценности с девятью камнями, известные как наваратна , также высоко ценились за свои талисманные свойства. «Девять камней олицетворяют девять небесных божеств», — говорит Атиги Могаддам, добавляя, что рубины всегда помещались в центр таких драгоценностей. «Считалось, что ношение украшений навартана приносит гармонию, равновесие и богатство».

Факторы, сформировавшие имперскую моду

Имперская мода на ювелирные изделия и ювелирные изделия подвергалась местным, региональным и внешним влияниям. Например, техника эмалирования, вероятно, появилась на субконтиненте в конце XVI века, когда мастера из двора императора Великих Моголов Акбара (годы правления 1556-1605) были отправлены в португальский Гоа, чтобы учиться у европейских мастеров, живших там.

Лучшие ювелирные изделия изготавливались в обширной сети мастерских Индии, особенно в таких центрах, как Биканер, Джайпур, Агра и Дели. «В каждом регионе были свои традиции и предпочтение отдавалось определенным техникам, мотивам, материалам и формам», — говорит Атиги Могаддам. «Эти визуальные различия могут помочь нам определить происхождение и дату создания ювелирного изделия».

Пара золотых браслетов, Тамилнад, южная Индия, 19 век . Диаметр каждого 2⅝ дюйма (6,7 см). Предполагаемая стоимость: 15 000–20 000 фунтов стерлингов. Предлагается на аукционе Christie's в Лондоне в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 г.

Например, южноиндийские ювелирные изделия известны своими сложными золотыми изделиями и скульптурными узорами, изображающими символических животных, предметы или богов. Часть декора этих южноиндийских золотых браслетов 19-го века включает фигуры Шивы и Парвати, в то время как поверхности браслетов выше украшены мифическими существами.

Также были популярны цветочные мотивы. Например, ожерелья из бутонов жасмина особенно ассоциируются с тамильскими областями южной Индии. Со временем скульптурные золотые и серебряные изделия из этого региона были дополнены драгоценными камнями и эмалью. «Поразительная изумрудно-зеленая эмаль типична для ювелирных изделий из Хайдарабада», — говорит Атиги Могаддам.

Пара золотых браслетов с эмалью и драгоценными камнями, вероятно, Джайпур, Раджастхан, Индия, конец XIX века . Диаметр 4 дюйма (10,2 см). Предполагаемая стоимость: 20 000–30 000 фунтов стерлингов. Предлагается на аукционе Christie's в Лондоне в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 года.

Между тем, североиндийские ювелирные изделия характеризуются эмалированными поверхностями с драгоценными камнями, украшенными сложными цветочными узорами, многие из которых были вдохновлены иллюстрациями исламских рукописей. По словам Атиги Могаддама, Джайпур был самым авторитетным центром эмали, прославившимся своими яркими цветами, особенно красной эмалью.

А еще есть украшения Kundan, которые изготавливаются с использованием традиционной индийской техники ювелирного дела, которая позволяет мастерам-специалистам создавать сложные оправы для драгоценных камней, вставленных в металлы , твердые камни и другие материалы. Украшения Kundan, которые процветали под покровительством Моголов, обычно включают в себя 24-каратное золото и детальные дизайны, которые черпают вдохновение из архитектуры и природы, с цветочными мотивами, которые являются повторяющимися фаворитами. Исторический стиль до сих пор используется в индийских украшениях и сегодня, и особенно популярен среди невест.

Два золотых ожерелья (одно на фото), Южная Индия, XIX/XX век . Мулламотту: 11⅝ дюйма (29,6 см) без шнура; колье 10 дюймов (25,5 см) без шнура. Эстимейт: £5000–7000. Предлагается в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 года на аукционе Christie's в Лондоне.

Атиги Могаддам подчеркивает, что некоторые техники и узоры были популярны по всему субконтиненту. Одним из таких дизайнов был волновой узор, который можно увидеть на южноиндийском ожерелье выше. «Узор образован золотыми переплетенными шевронами и является на удивление современным по эстетике», — говорит она.

Ювелирные изделия: кинжалы, пеналы и чернильницы.

При династии Моголов драгоценные камни также вставлялись в ценные предметы, такие как кинжалы, пеналы и чернильницы. «Украшенные драгоценными камнями пеналы и наборы чернильниц были символами знаний, ранга и власти при дворе на протяжении всего средневекового исламского периода», — объясняет Атиги Могаддам. «Эта традиция продолжилась и в мире Моголов, где роскошные пеналы и наборы чернильниц дарились императорами в знак высочайшего отличия».

Ранее входившие в коллекцию Аль Тани, золотой пенал для ручек и чернильница XVI века с рубинами, бриллиантами и изумрудами были проданы за 1 575 000 долларов на рекордном аукционе Maharajas & Mughal Magnificence в 2019 году. Общая сумма продажи, на которой было продано почти 400 драгоценных камней, самоцветов и предметов, охватывающих более 500 лет, составила 109 миллионов долларов — это самая высокая сумма для любого аукциона индийского искусства и предметов эпохи Великих Моголов и вторая по величине для частной коллекции ювелирных изделий.

Золотая ручка и чернильница с изумрудами, рубинами и бриллиантами ( davat-i dawlat ), Декан, Центральная Индия, конец XVI века . Длина 12¼ дюйма (30,6 см); чернильница: 4⅝ дюйма (11,7 см) в высоту. Продана за 1 575 000 долларов 19 июня 2019 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке.

На аукционе также была представлена ​​эмалевая и инкрустированная драгоценными камнями модель попугая; богато украшенный церемониальный меч, принадлежавший низаму Хайдарабада ; и великолепный золотой кинжал с рукоятью, инкрустированной драгоценными камнями, из Танджора или Майсура, изготовленный между 1790 и 1810 годами. Золотая рукоять кинжала выполнена в форме яли  мифического зверя с головой льва, который также встречается в архитектуре и убранстве Южной Индии.

Слияние Востока и Запада на рубеже 20-го века

Влияние Запада на индийские ювелирные изделия можно увидеть в огранке драгоценных камней и других техниках, внедренных европейскими ювелирами, в то время как влияние индийского стиля на западные ювелирные изделия можно увидеть в некоторых из лучших изделий в стиле ар-деко начала XX века.

Из всех великих ювелирных домов Cartier имел самую долгую и продуктивную связь с Индией . В первые годы 20-го века Жак Картье наладил связи с рядом индийских принцев, многие из которых привезли свои самые ценные драгоценности в Европу, чтобы восстановить их в западном стиле. (Во многих из этих переосмысленных изделий золото, ассоциирующееся с королевской властью и божественностью, было заменено платиной.) Cartier также регулярно посещал Индию, встречаясь и устанавливая тесные отношения с королевскими семьями.

Брошь-пряжка в стиле ар-деко с изумрудами, сапфирами и бриллиантами, Cartier. Продана за $1 545 000 19 июня 2019 года на аукционе Christie's в Нью-Йорке.

Многие из лучших творений Cartier периода ар-деко были вдохновлены индийской архитектурой, драгоценными камнями и ювелирными изделиями. Одним из блестящих примеров является платиновая брошь-пряжка 1922 года, украшенная бриллиантами, изумрудами и сапфирами. Отделка сапфирами калиброванной огранки и бриллиантовые детали напоминают богато украшенные арки в дворцах Моголов и королевских покоях. Брошь ранее была частью коллекции Сибил Сассун, маркизы Чолмонделей, которая решила надеть ее как на коронацию короля Георга VI в 1937 году, так и на коронацию королевы Елизаветы II в 1953 году.

Еще одним прекрасным примером слияния Востока и Запада является колье Patiala Ruby от Cartier . Изготовленное в 1931 году, колье является одним из компонентов более крупного ожерелья в стиле нагрудника, заказанного махараджей Бхупиндером Сингхом из Патиалы, одним из крупнейших клиентов Cartier.

Продолжающееся влияние ювелирных изделий эпохи  Моголов

Украшения Mughal продолжают вдохновлять ювелирных дизайнеров и сегодня, среди которых Вирен Бхагат из Мумбаи . Его уникальные творения сочетают индийские мотивы с европейскими техниками и самыми исключительными драгоценными камнями, что делает его фаворитом среди ценителей и коллекционеров по всему миру.

Другой — Джоэл Артур Розенталь , также известный как JAR, который использует яркие цвета и декоративные мотивы, вдохновленные художественным богатством Южной Азии. Цветочный браслет JAR 'Mogol' — яркий тому пример. Металлический фиолетовый цвет титана украшен яркими скульптурными бутонами и цветами — общая черта работ JAR, отдающих дань уважения традиционным индийским ювелирным изделиям. Когда он был выставлен на аукционе Christie's в 2002 году, он был продан за 556 000 долларов, что более чем вдвое превысило максимальную оценку.

Ожерелье из пяти нитей натурального жемчуга и бриллиантов, Bhagat . Пять градуированных нитей из 377 натуральных жемчужин размером от 9,45 до 3,90 мм, 24 натуральных жемчужины на цепочке, натуральная жемчужина в форме капли на застежке, бриллианты огранки «кушон» весом 4,05 и 4,03 карата, бриллиант овальной огранки весом 2,06 карата, бриллианты грушевидной, круглой и багетной огранки, платина, самая короткая нить — 25 дюймов, 2012 г., без подписи. Продано за 1 695 000 долларов 19 июня 2019 г. на аукционе Christie's в Нью-Йорке

Атиги Могаддам также выделяет Ханута Сингха , чьи проекты отсылают к множеству источников: от классического и современного дизайна, искусства и архитектуры до джазового века и индо-могольской эпохи. А еще есть Кришна Чоудхари, основатель Santi Jewels из Мейфэра , который продолжает работать с могольскими мотивами и камнями. «Традиционное ювелирное искусство в Индии достигло пика своего развития в 17 веке», — сказал Чоудхари изданию Wallpaper в 2024 году. «Однако моей страстью всегда было отражать идеологию, лежащую в основе этих узоров, с лучшим мастерством нашего времени».

Самые коллекционные экспонаты сегодня

Атиги Могаддам знает людей, которые покупают индийские украшения, чтобы пополнить свою коллекцию индийского искусства, и тех, кто покупает объемные броские украшения, чтобы носить их по особым случаям. Однако большинство тех, кто покупает индийские украшения на аукционе, ищут декоративные украшения, которые можно преподнести в качестве подарка или которые легко носить каждый день.

Золотой браслет с драгоценными камнями и эмалью, Индия, XIX/XX вв . Крепление браслета: 1⅞ x 1⅝ дюйма (4,9 x 4 см); длина 7 дюймов (17,9 см) с учетом обода. Серьга: высота 4⅞ дюйма (12,5 см). Предполагаемая стоимость: 5000–7000 фунтов стерлингов. Предлагается в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 г. на аукционе Christie's в Лондоне.

Хотя ювелирные изделия эпохи Моголов могут продаваться по очень высоким ценам, многие изделия, предлагаемые на Christie's, на удивление доступны по цене. «Пару традиционных южноиндийских золотых сережек можно приобрести всего за 1000 фунтов стерлингов», — говорит Атиги Могаддам. «Они исторические, но при этом могут выглядеть по-настоящему современно, что делает их прекрасной альтернативой современным ювелирным изделиям».

Как и в случае с любым произведением искусства, состояние, происхождение, размер и качество материалов, используемых в украшениях Моголов, будут влиять на его стоимость. «Если изделие связано с конкретным махараджей или членом королевского двора, цена, как правило, резко возрастает», — говорит Атиги Могаддам.

Растущий интерес после продажи Maharajas & Mughal Magnificence

По словам Атиги Могаддам, торги Maharajas & Mughal Magnificence 2019 года возродили интерес к традиционным индийским ювелирным изделиям. «Тысячи людей стекались в торговые залы Christie's по всему миру, чтобы увидеть великолепную коллекцию Al Thani», — говорит она. «Теперь мы видим рост интереса со стороны коллекционеров по всему миру, особенно из Индии».

 

 

 

Золотое ожерелье и серьги с жемчугом и бриллиантами, северная Индия, XIX/XX век . Ожерелье: оправа 2⅛ дюйма (5,4 см) в поперечнике, жемчужные нити длиной 3⅞ дюйма (9,7 см). Серьги длиной 2⅞ дюйма (7,3 см). Предполагаемая стоимость: 6000–8000 фунтов стерлингов. Предлагается в разделе «Искусство исламского и индийского мира, включая ковры» 1 мая 2025 года на аукционе Christie's в Лондоне.

Выставка «Великие Моголы: искусство, архитектура и роскошь» (до 5 мая 2025 года) в Музее Виктории и Альберта в Лондоне также возродила интерес к искусству Индии и двору Моголов. «Здорово видеть, как новое поколение знакомится с дизайном эпохи Моголов и его непреходящей актуальностью», — говорит Атиги Могаддам.

Драгоценности и ювелирные изделия Моголов, многие из которых имеют доступные предпродажные оценки, часто включаются в торги Christie's «Искусство исламского и индийского мира». «Мы регулярно предлагаем предметы — охватывающие периоды, стили и ценовые категории — которые будут привлекательны как для новых, так и для опытных коллекционеров», — говорит специалист.

Источник: christies.com
Читайте также
"АРИНА": не леопардом единым...
Дизайн
"АРИНА": не леопардом единым...
29 апреля 2025
Арина
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом