Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Модерн: вдохновленный природой

25 июля 2023
Редакция

Мир природы был центральным источником вдохновения в стиле модерн, проявляясь по-разному. Возможно, вызванные массовой миграцией городов, дизайнеры в стиле модерн используют стилизованные цветочные и органические формы, чтобы вернуть природу в современную жизнь. Ракообразные и стрекозы, орхидеи и ирисы, маки и тюльпаны: многие представители флоры и фауны появились на изделиях из стекла, керамике, интерьерах и книжных иллюстрациях в стиле модерн.

На натуралистические иллюстрации прямо ссылались художники и дизайнеры в стиле модерн, включая Эмиля Галле и Георга Хирта, издателя Югенд-стиля.

 

Прекрасным примером экспериментального использования материалов Рене Лаликом является эта брошь из сливы 1900 года с плодами, сделанными из тонких долек опала с нежными листьями из зеленой эмали. 

Немецкий зоолог  Эрнст Геккель (1834–1919) был сторонником дарвинизма и консультантом британской экспедиции «Челленджер», которая намеревалась исследовать глубоководную среду. Публикация в 1904 году тома Геккеля  Kunstformen Der Natur , в котором представлены акварели и рисунки из его путешествий, стала важной вехой в этом жанре.

Вдохновленные этими изысканными ботаническими рисунками, дизайнеры в стиле модерн перенесли мотивы из них в справочники по дизайну, некоторые из лучших образцов которых были созданы художником швейцарского происхождения Эженом Грассе (1845–1917) и одним из его учеников Морисом Пилларом Верней (1869–1942 ) .

Эти тома изучались не только в европейских колледжах изобразительного искусства и архитектуры, но и в школах промышленного рисования по всему континенту. Их влияние распространилось на крупные города Европы, включая Вену и Будапешт (тогда часть Австро-Венгерской империи).

Животные, и особенно птицы, часто использовались в качестве декоративных мотивов в стиле модерн. Бабочки и стрекозы были очень декоративными предметами из-за их ажурных крыльев, а павлины были привлекательны из-за их эффектного оперения и ослепительных цветов.

яйцо Фаберже "Павлин". Яйцо создано в 1908 году по заказу Николая II, который подарил его матери Марии Федоровне на пасху 1908 года. Фигурка павлина - сюрприз яйца, механическая - павлин поворачивает голову и раскрывает хвост. Мастер Дорофеев работал над конструкцией механизма более 3-х лет. Считается, что вдохновением Фаберже послужли эрмитажные чассы Джеймса Кокса. Хранится яйцо в коллекции фонда Эдуарда и Мориса Сандоза (Лозанна).

Брошь "Юнона", эмаль, 1900, Boucheron

Брошь Павлин, Чарльз Роберт Эшби, 1900. Серебро, золото, опал, перидот

Появление японизма также сыграло важную роль: стрекозы и журавли предпочитались как модернистами, так и японскими художниками. Примером межкультурного диалога стала великолепная «Павлинья комната» Уистлера 1876–1877 годов. 

подвеска Рене Лалика с пятью эмалированными осами, изготовленная примерно в 1906 году, сочетает в себе изысканное мастерство и необычный сюжет с использованием оконной эмали и бриллиантов для необычно длинных крыльев насекомого

 

 

Одним из менее известных художников-ювелиров в стиле модерн является Викан, который создал этот поразительный монтаж двух стрекоз с крыльями из синей и зеленой оконной эмали, сидящих на ветке, окружающей  камень из синего стекла

Форма и движение лебедя с его изогнутой шеей и плавными движениями водной ряби на его пути можно рассматривать как эмблему стиля модерн.

Экзотические существа из глубин в их удивительных и часто сюрреалистичных формах оказывали мощное очарование на художников. Морские формы жизни, такие как ракообразные, медузы и морские анемоны, соответствовали плавным линиям и ярким цветам стиля модерн. Художники также проводили аналогии между таинственным водным миром и мифологией сирен и нимф, что иллюстрирует метаморфоза « Серебряной рыбки» Густава Климта (Русалки, сирены) 1899 года.

Louis Aucoc, французский дизайнер ювелирных изделий и ювелир. С 1876 по 1878 год Учеником Окока был Рене Лалик

Увлечение ар-нуво природой также охватывало времена года и жизненный цикл. В «Времена года» Альфонса Мухи (1860–1939) изображены четыре красивые женщины, каждая из которых расположена на естественном фоне, отражающем настроение и цвет времени года. Весна изящно стоит среди цветов и пения птиц, Лето носит гирлянду из маков, Осень собирает урожай диких фруктов и хризантем, а Зима носит плащ, чтобы защитить себя от холода и снега.

Художники в стиле модерн также исследовали более темные темы природы, такие как цикл жизни, разложения и смерти, чтобы создать видения преисподней, которыми правят темные силы. Сюжет рисунка Яна Торопа 1892 года О могила, где победа? взято из послания апостола Павла о победе Веры над Смертью. Смерть изображается как избавительница от земных страданий. Возле открытой могилы лежит обвитое колючими ветвями тело мужчины, символизирующее скорбное существование человека на земле. Два серафима (ангела) парят над могилой и освобождают умершего от этих ветвей.

 Masriera, ок 1900 Подвеска-брошь в стиле модерн из золота, бриллиантов и эмали Plique-a-Jour, Masriera. Круг, украшенный бриллиантами огранки «роза», изображает золотую фею в палатье из зеленой эмали с узором plique-a-jour, усеянной мелкими бриллиантами огранки «роза», и розовой эмалью с узором plique-a-jour, украшенной золотом и полосами бриллиантов огранки «роза» Фея сжимает алмаз огранки «роза».

Еще по теме:

Истоки модерна

Украшения в стиле модерн: 7 характеристик, которые нужно знать

Ар-нуво и ар-деко: в чем разница?

Источник: europeana
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом