Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Исследование красоты через творчество Йозефа Хоффмана

6 августа 2024
Редакция

В статье Ювелирная живопись Йозефа Хоффмана  мы уже рассказывали об украшениях, созданных Хоффманном, которые бросили вызов прежним эстетическим границам прикладного искусства, поскольку они объединили качество живописи и ручной работы с уникальным модернистским видением.

Сегодня продолжим рассказ о творческом мире одного из самых влиятельных европейских художников начала 20 века.

Хоффман считал красоту преобразующей силой как для личности, так и для общества

Йозеф Хоффманн родился в 1870 году в Бртнице, Моравия, тогда входившей в состав Австро-Венгерской империи, а сейчас - в Чехии. Он был «универсальным» архитектором и дизайнером — термин, который идеально его описывает. Обладая новаторским духом, он, тем не менее, был особенно привязан к традициям. После обучения у Карла Фрайхерра фон Хазенауэра и Отто Вагнера в Академии изящных искусств в Вене, он стал соучредителем Венского сецессиона и Wiener Werkstätte (1903–1932). Его наиболее известные работы — санаторий Пуркерсдорф (1904–1905) и дворец Стокле в Брюсселе (1905–1911). Умерший в 1956 году в возрасте 85 лет (он пережил пять разных политических режимов), Йозеф Хоффманн проработал более 60 лет и до сегодняшнего дня оказал влияние на сотни дизайнеров. Во всем мире моды австрийский художник всегда оставался верен собственным творческим запросам.

Дворец Стокле (дом банкира, промышленника и мецената Адольфа Стокле)- один из шедевров Йозефа Хоффмана как архитектора, оказавшего глубокое влияние на европейскую архитектуру. В конце XIX века творцы, архитекторы и художники постепенно стали независимыми, стремясь отличиться от предшествующих им художественных течений. Это начало безумной последовательности художественных движений, которые следуют друг за другом все более короткими циклами. Эта динамика, мотивированная поиском «современности» и «прогресса», характеризовала большую часть XIX века и весь XX век.

Общество назначает для каждого из этих художественных движений несколько человек, представленных в качестве наставников: В. Орта, Фрэнк Ллойд Райт, Генри Ван де Вельде, Ле Корбюзье, Мис Ван дер Роэ, Рем Колхас, Фрэнк Гери и другие являлись на протяжении всей этой истории абсолютным эталоном, помещенным на вершину иерархической пирамиды. Им присваивается статус «гениев», тем самым затмевая тех, кто порой делает менее радикальную, но тем не менее интересную карьеру.

  

Йозеф Хоффман, браслет, золото, бриллиант, слоновая кость, 1914, частная коллекция

Хоффманн — один из тех «гениев», которые очаровывают и подпитывают этот миф. Своим преподаванием, присутствием на многочисленных международных выставках и своим долголетием он затрагивает несколько поколений. Но прежде всего его стремление к современности, духовному возвышению через красоту и чистоту форм вдохновляет сотни архитекторов и дизайнеров  западной культуры.

Его творчество, столь радикальное, удивительным образом вдохновляло как будущих модернистов авангарда, так и последователей ар-деко, столь разных по своей сути. Увлечение, которое, безусловно, продолжалось до 2000-х годов (постмодернизм).

Wiener Werkstätte была олицетворением модернизма. По мнению Хоффмана, эстетические стандарты, дизайн и производство должны были быть объединены. Методы производства должны были стать профессиональными, а работа — более сложной. Фоном для этого мышления было требование к себе и к времени не только воспроизводить традиционное, но и сочетать форму и функцию, функциональность и эстетическую чувствительность с его проектами, которые были близки к жизни. .

Wiener Werkstätte была синонимом этой современной идеи; она хотела привести общество к эстетической современности посредством красоты повседневных предметов, которые она проектировала, таких как столовые приборы, посуда, дверные ручки, а также комоды, зеркала, рамы для картин, стулья, кресла и обеденные столы. Прогуливаясь по выставке — вы должны выделить по крайней мере два часа — вы всегда будете очарованы точностью мастерства и вневременной красотой, с которой многие из предметов, разработанных Хоффманном, по-прежнему влияют на нас сегодня. И вы обнаружите много форм, которые вы уже где-то видели раньше. Будь то дизайнерское стекло, такое как вазы или бокалы для вина — некоторые из дизайнов которых до сих пор являются бестселлерами одной из самых известных стекольных мануфактур в мире — или узоры для тканей или обоев, разработанные Хоффманном, или принципы архитектуры, которые мы и сегодня считаем современной архитектурой.

Многое из того, что Йозеф Хоффманн требовал, устанавливал и чему обучал поколения дизайнеров, архитекторов и графиков в ходе своей многочисленной преподавательской деятельности, можно найти и в KFF. Максимально возможное внимание уделяется выбору материалов, а разнообразие цветов и материалов едва ли знает какие-либо границы. Подобно Венским мастерским, здесь существует непоколебимая приверженность идеальному мастерству в дизайне мебели для сидения и абсолютной точности от первого до последнего шага производства. Так что в конечном итоге получается продукт, который и по своей красоте, и по своему мастерству будет производить впечатление вечной красоты и через десятилетия. Свободно, согласно девизу Венского сецессиона - времени свое искусство, искусству свою свободу - каждое время имеет и заслуживает свою собственную форму и язык дизайна.

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом