Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Rapaport о позиции компании АЛРОСА на мировом алмазном рынке

14 февраля 2023
Ави Кравиц

Этот отчет является первым из трех частей, которые Rapaport готовит к публикации о ситуации алмазной отрасли в России. В этом выпуске автор Ави Кравиц стремится понять позицию АЛРОСА на рынке и последствия исключения крупнейшего производителя из основного алмазного потока. Вторая часть будет посвящена санкциям и их реальному значению для отрасли. В третьем отчете будет представлен прогноз того, как может выглядеть разделенный рынок, с изложением вариантов отрасли по отслеживанию своих поставок и предоставлением гарантий потребителям в том, что их бриллианты получены с соблюдением этических норм и законно.

Лиса в норе

Легенда гласит, что на место, где были найдены первые алмазы в Российской Республике Якутия, геологов привела лиса. Точнее говоря, обнаружив сходство геологического ландшафта с кимберлитовыми рудными формациями в Южной Африке, советские геологи  отправились в Якутию,  тщательно изучая берега реки Вилюй для поиска вулканических трубок. К весне 1955 года геолог Юрий Хабардин обнаружил в овраге окоп, который обнажал голубую глину, указывающую на высокое содержание алмазов. 

В СССР осознавали потребность в технических алмазах для восстановления страны после войны, и знали, что нельзя полностью полагаться на De Beers, опасаясь, что она может бойкотировать поставки в Советский Союз.

После того открытия рудника «Мир» Якутия стала, пожалуй, самым алмазоносным регионом в мире. Обладая огромными ресурсами, советское правительство согласилось продавать свою продукцию через De Beers, что позволило тогдашней южноафриканской горнодобывающей компании сохранить контроль над алмазным рынком.

Хотя объем товаров, продаваемых De Beers, менялся с годами, соглашение было расторгнуто только в 2009 году после того, как Европейская комиссия постановила, что соглашение нарушает ее законы о конкуренции.

Это открыло для  АЛРОСА новый путь к независимости и собственному влиянию на мировом алмазном рынке. Приближаясь к первичному публичному размещению акций (IPO), компания начала избавляться от своих непрофильных дочерних компаний, в том числе нефтегазовых, железорудных, гидроэнергетических, банковских, авиационных и гостиничных подразделений. К моменту листинга в 2013 году компания была сосредоточена на увеличении объема добычи алмазного сырья для стимулирования роста.

В то время как De Beers переключила внимание на брендинг, АЛРОСА укрепляла свою репутацию крупнейшего производителя необработанных алмазов. В последнее десятилетие компания добывала в среднем около 35 млн каратов в год (см. график), и, хотя в последние годы этот показатель немного снизился, в 2021 году АЛРОСА по-прежнему оставалась крупнейшим производителем по объему — чуть выше De Beers (см. график). АЛРОСА прогнозировала добычу на уровне 33–34 млн каратов на 2022 год, хотя не публиковала свои результаты с начала СВО.

По данным АЛРОСА.

Оценки Rapaport основаны на отчетах компаний и глобальных данных Кимберлийского процесса.

У компании  около 20 рудников в пяти подразделениях, в том числе Айхальский, Мирный, Удачный, Нюрбинский и Ломоносовский (Севералмаз), с впечатляющими запасами более 1 миллиарда каратов (согласно  веб-сайту Алроса). Они состоят из кимберлитовых, аллювиальных и хвостохранилищных операций, в то время как АЛРОСА вложила значительные средства в углубление подземной добычи на знаменитых месторождениях «Интернешнл», «Айхал» и «Удачный». Наводнение на подземном руднике «Мир» в 2017 году вынудило его закрыть, а реконструкция должна была начаться в 2024 году.

В течение последнего десятилетия компания демонстрирует устойчивый рост. Выручка подскочила на 51% до 326,97 млрд рублей (2,99 млрд долларов США) в 2021 году благодаря выздоровлению от Covid-19, а чистая прибыль выросла до 91,32 млрд рублей (834 млн долларов США), что почти втрое превышает показатель 2020 года, составлявший 32,25 млрд рублей (297,3 млн долларов США) ( см. график).

 

На основе отчетности АЛРОСА в российских рублях. Конвертировано в доллары США Rapaport с использованием среднего обменного курса доллара США к рублю за каждый год.

Приблизительно 70% продаж осуществляется контрактным клиентам на ежемесячных мероприятиях через программу Alrosa Alliance, аналогичную системе сайта De Beers, при этом она также проводит регулярные аукционы и тендеры, а также спотовые продажи индивидуальным клиентам. Продажи постепенно стали барометром для торговли, подобно сайтам De Beers, хотя, возможно, и менее влиятельным.

Прозрачность

IPO в октябре 2013 года принесло компании рыночную капитализацию в размере 8,12 миллиарда долларов. Что еще более важно для отрасли, это вынудило горнодобывающую компанию, которая ранее считалась скрытной, стать более прозрачной, поскольку теперь у нее был более широкий круг акционеров, перед которыми нужно было отчитываться, и она должна была соответствовать требованиям отчетности Московской фондовой биржи.

В текущей структуре акционеров 33% принадлежит Российской Федерации, 25% - Республике Якутия, 8% - муниципальным образованиям Якутии и 33% обращаются на публичных рынках. Стремление к прозрачности принесло информативные ежеквартальные торговые обновления, отчеты о доходах, ежемесячные раскрытия информации о продажах и открытый диалог о его операциях.

Руководство также предприняло согласованные усилия по взаимодействию с отраслью, взяв на себя центральные роли в таких организациях, как Всемирный совет по алмазам (WDC), Совет по ответственным ювелирным изделиям (RJC), Diamonds Do Good (DDG) и Совет по природным алмазам (NDC). 

Кроме того, она повысила свою роль ответственной компании, внося свой вклад в проекты местного сообщества и охватывая экологические, социальные и управленческие вопросы (ESG), связанные с ее деятельностью.

Немного отклонившись от своего ориентированного на производство подхода, горнодобывающая компания также начала диверсифицировать свой портфель, создав крупное ограночное подразделение, которое было усилено приобретением смоленского «Кристалла» в 2019 году. Компания начала использовать свое подразделение по производству бриллиантов в качестве платформы для создания собственного ювелирного  бренда с помощью таких инициатив, как выпуск "Коллекции Романовых" и ее недавние усилия по продвижению бриллиантов с флуоресценцией.

Компания нацелилась на США, крупнейший потребительский рынок ювелирных изделий с бриллиантами, чтобы повысить свою позицию важного, этичного и разнообразного производителя бриллиантов.

Дьявол в деталях

Эти маркетинговые программы и участие компании в отраслевых делах прекратились, когда в феврале прошлого года разразилась специальная военная операция. Алроса также прекратила публиковать отчеты о своих продажах и операциях.

Эти пробелы в информации затрудняет оценку мирового производства, продаж алмазов и того, как они соотносятся с рынком. Сообщается, что горнодобывающая компания недавно изменила свой список клиентов "Альянс Алроса", сохранив большую секретность в отношении того, кто в него входит. Очень немногие в мире признают, что продолжают покупать алмазы у компании. А если и покупают, то тоже непонятно, как платят, учитывая, что Россия заблокирована большинством международных систем перевода.

Санкции США в отношении АЛРОСА и ограничения, наложенные на международные финансовые каналы в Россию, ограничили доступ к крупнейшему в мире производителю необработанных алмазов. Но санкции имеют лазейки и пересматриваются. Они ограничили только прямой импорт из России, но разрешили заказы алмазов, произведенных в России, но обработанных в других центрах. (Мы более подробно рассмотрим механику санкций в следующей части).  

Кроме того, другие страны не ввели санкции — в частности, Бельгия, крупнейший довоенный торговый центр алмазов АЛРОСА; Индия, которая обычно их производит; и Дубай, что облегчает их торговлю с Индией. У российских товаров еще есть путь на рынок, и они явно туда просачиваются.

Данные Национального банка Бельгии свидетельствуют о том, что импорт непромышленных алмазов из России в страну за первые 10 месяцев 2022 года сократился на 8% в годовом исчислении до 1,26 млрд евро (1,35 млрд долларов США) и на 29% в натуральном выражении до 2,6 млн каратов. .

Между тем, согласно статистике Министерства торговли Индии, импорт непромышленного алмазного сырья из России вырос на 23% в стоимостном выражении до 902 млн долларов за тот же 10-месячный период, а в физическом объеме он увеличился на 14% до 4,1 млн каратов. Индийский совет по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (GJEPC), который отслеживает свои собственные данные на основе данных министерства, не ответил на запрос Rapaport объяснить это увеличение временем публикации.

Вполне вероятно, что некоторые товары, потерянные в Антверпене, отправляются прямо в Сурат, тогда как они обычно останавливаются в Бельгии по пути в Индию даже на обычном рынке. Совокупный импорт из России для двух центров сократился на 8% в годовом исчислении до 6,7 млн ​​каратов (см. график) за период с января по октябрь. Данные об импорте по странам происхождения не были доступны из других крупных центров торговли алмазами, в частности из Дубая, Израиля и Китая.

На основе данных, опубликованных Национальным банком Бельгии и Министерством торговли Индии.

Самый большой тест

В любом случае российские алмазы явно выходят на рынок, и АЛРОСА проявляет активность. И если предположить, что они не попадут в США, учитывая юридические и репутационные последствия торговли этими товарами, есть и другие направления, которые не вызывают таких опасений, а именно Китай и Индия.

Хотя на этих неамериканских рынках есть розничные магазины, более сложной задачей для дилеров и производителей является обеспечение того, чтобы российские и нероссийские алмазы не смешивались на этапах торговли, огранки и полировки. Может ли торговля дать американским ювелирам гарантии того, что их поставки не происходят из запрещенного источника? Может ли компания отследить свои поставки, чтобы рассказать полную историю ESG, которую должны рассказать люксовые бренды и ювелиры?

Это станет большой проблемой для алмазной отрасли в 2023 году, поскольку кризис в России продолжается. Поставки АЛРОСА, вероятно, увеличатся в этом году. Торговым компаниям необходимо будет решить, как лучше всего раскрыть информацию об этих товарах.

14/02/2023

Источник: Rapaport
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом