Даниэль Браш — американский ювелир, художник, скульптор и эрудит, чья репутация гения-затворника с потусторонними способностями и философским подходом сделала его культовой фигурой. Его работы, от ранних изделий с золотым гранулированием и причудливых животных из бакелита, усыпанных бриллиантами, до изящно вырезанных и выгравированных стальных цветов, редко появляются на рынке. Они переходили в руки частных коллекционеров непосредственно от Браша. Среди его клиентов были члены некоторых королевских семей, всех их ювелир знал лично и потому передавал им свои работы, находя в них подходящих опекунов для своих творений.
Браш родился в Кливленде, штат Огайо, в 1947 году. Он выиграл стипендию для изучения изобразительного искусства в Технологическом институте Карнеги в Питтсбурге, а затем получил степень магистра в Университете Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе. Профессор искусства в Джорджтаунском университете в Вашингтоне, округ Колумбия, он переехал в Нью-Йорк в 1978 году со своей женой Оливией, чтобы сосредоточиться на живописи. Он начал воплощать свои идеи в изделиях из металла, обращаясь к драгоценностям, по его словам, как к передышке от интенсивной живописи.
Его отец был торговцем, а мать писательницей и фотографом, которая брала его с собой в музеи. Когда Даниэлю было 12 лет, они пошли в лондонский музей Виктории и Альберта, и он увидел свою первую выставку этрусских золотых изделий. Это был определяющий момент в его жизни. «Мое сердце забилось так, как не билось с тех пор, — объяснил Даниэль. «Я сошел с ума, когда узнал, как это делается».
Художник изготавливал каждое украшение вручную, работая прямо с металлом без предварительного проектирования, поэтому каждое украшение уникально. Он надеялся, что делясь своими работами, он побуждает общественность глубже взглянуть на значение и назначение украшений, возрождая при этом их талисманную роль. «Я должен продолжать раздвигать границы ювелирного искусства, — говорил он, — чтобы пощекотать историю». И в процессе оставить свой след в истории ювелирного искусства.
Шкатулка из золота и стали, 1996 г
Разворот журнала со статьей о художнике. Слева: объект из золота и стали с одним из самых больших куполов, выполненных из гранулированного золота среди когда-либо созданных. Справа: изображение философских камней из стали и золота.
После пробного занятия в академических кругах Джорджтаунского университета Дэниел занялся ювелирным делом и научился гранулировать, как никто другой. На первом изображении показан один из самых больших куполов из гранулированного золота в мире диаметром около пяти дюймов, покоящийся на цилиндрической стальной коробке.
Грануляция — это высокопарный акт технической бравурности. Для купола Даниэль расположил 78 000 гранул в виде геометрического узора на изогнутой поверхности. Браш сказал, что набрался смелости, чтобы выполнить заключительный этап - нагрев золотых гранул и золотого фона, доведение их до одинаковой температуры, а затем быстрый обжиг объекта горелкой. Если что-то пойдет не так, скажем, гранулы отвалятся, то месяцы работы испарятся в мгновение ока. Описывая шансы на провал, Дэниел говорил: «На 30-й секунде — успех, на 29-й — провал, а на 31-й — все растает».
Детальное изображение двух шкатулок Mastodon, которые Даниэль изготовил на своих старинных токарных станках. Золотая зернистость подчеркивает дизайн. Фото через
Неугомонное воображение Браша привело его в 1990-е годы к другим загадочным областям мастерства. Он был мастером токарного дела. Браш объездил весь мир, чтобы собрать большую коллекцию старинных токарных станков для обработки традиционным способом. Чтобы работать с ними, он читал исторические руководства «Как сделать».
Чтобы вырезать узоры на детализированном круглой шкатулке Mastodon из слоновой кости, Браш должен был выполнить одновременно три действия: привести в движение ножной рычаг, удерживать переднюю бабку для удержания кости и подставку для инструмента, которая позиционирует режущее лезвие. Виртуозная демонстрация работы токарного станка - многочисленные узоры на шкатулках, выполненные в нескольких плоскостях.
Браслет Daniel Brush Bunny из розовых бриллиантов и бакелита. Фото через MAD
В середине 1990-х годов, одновременно с гранулированием и точением на своих антикварных станках, Даниэль создавал и свои самые причудливые творения. Эти украшения появились после того, как Ральф Эсмерян подарил ему связку розовых бриллиантов, только что добытых на шахтах Аргайл в Австралии.
Самым известным украшением Дэниела из этой серии является браслет Bunny Bangle. Украшение с розовыми бриллиантами, погруженными в розовый бакелит, может показаться непочтительным нарушением разделения между бижутерией и драгоценными украшениями, но в красивом розовом изделии скрыты замысловатые детали мастерства. Нужно было выдолбить бакелит и проткнуть его штырями из розового золота, чтобы удерживать каждый бриллиант на своем месте на изогнутой поверхности головки.
Оправа Daniel Brush Pink Flamingo состоит из розовых бриллиантов и бакелита, изумрудов, жемчуга конк, рубина, рога и золота. Фото через Christie's
Еще одно сокровище из этой серии — фоторамка в виде фламинго с розовыми бриллиантами Идея возникла из разговоров Дэниела и Ральфа о броши герцогини Виндзорской, выполненной в виде фламинго и еще одном тайнике с розовыми бриллиантами, который Ральф держал в своем хранилище.
После своей выставки «Золото без границ» в 1998 году Даниэль продолжил исследовать многие темы в своих работах, ставшие впоследствии всемирно известными. Он был героем нескольких выставок, включая ретроспективу 2012 года в Музее искусства и дизайна. Его творчеству посвящено несколько книг и каталогов. Совсем недавно Вивьен Беккер написала книгу Daniel Brush: Jewels Sculpture .
Вивьен Беккер великолепно описывает подход Браша к своей работе: «Каждое утро каждого дня своей трудовой жизни, вот уже сорок пять лет, художник Дэниел Браш сталкивается с мучительными космическими вызовами. Каждое утро он борется с непостижимыми понятиями, такими как свет или дыхание, борется с мучительной путаницей и с неразрешимыми вопросами о жизни, искусстве, истине, красоте, принятии решений и Вселенной. Мало того, он приветствует это божественное недовольство, он вызывает эти тревожные дилеммы, маня их в свой разреженный, изолированный мир; мир, который, как и его драгоценности, кажется существующим вне времени, вне воображения, вне границ».
«Стол ученого №10» , 1996 г.
Скульптура Blue Scholar 2 из вороненой стали и голубого золота, 2002 г.
Вивьен Беккер в книге описывает, как Браш размышляет о роли и душе каждого драгоценного камня. По мере того, как мы узнаем, насколько глубоко и серьезно Браш рассматривает каждый аспект того, что он создает, произведения становятся все прекраснее и... волшебнее. Именно на это и надеется Браш. Как пишет Беккер, «он очень глубоко размышлял о своей талисманной силе: драгоценный камень как священный объект, проводник к божественному».
Страница из книги, работы Дэниела Браша
Самопровозглашенный отшельник, Браш - ювелир, который также работал со сталью и алюминием, художник, скульптор, поэт и эрудит, а также заядлый хранитель записных книжек. И именно добавление стольких страниц из этих записных книжек вместе с сотнями поразительных фотографий его работ делает книгу Беккер такой потрясающей, наводящей на размышления и пробуждающей воспоминания.
Страница из книги Скульптура драгоценностей
Во введении Николя Бос, генеральный директор и президент Van Cleef & Arpels, пишет: «Даниэль Браш одновременно великий художник и поэт. Когда вы входите в его мастерскую, вас поражает скопление разнообразных предметов, где произведения, достойные того, чтобы быть представленными в музейных коллекциях, смешиваются с предметами повседневного обихода, которые он собирал с навязчивой страстью. В нем есть некоторая чрезмерность, но в то же время его проекты безмятежны и продуманны. Ему нравится окружать себя предметами, имеющими смысл, такими как его творения, вдохновением для которых послужили вселенные ювелирных украшений, живописи и театра… Когда Дэниел приветствует вас в своей студии, вы переживаете момент, напоминающий ритуальную чайную церемонию, которую он методично организует со своей женой Оливией. Каждый объект раскрывается один за другим, как сокровище. С каждым обнаруженным сокровищем вы чувствуете, что совершаете прорыв, как будто вас посвятили в рыцари. Я чувствую в нем дрожь ремесленника-ювелира, держащего в руках очень красивый камень или произведение высокого ювелирного искусства. Это эмоция».
В этом творческом сборнике изысканных фотографий, рисунков, рисунков, стихов и повествований читателю удается передать ощущение, что мы тоже входим в студию Браша, встречаемся с художником и открываем для себя его работы со всеми теми же эмоциями, что и Бос.
Разворот из книги Беккер Jewels Sculpture
Беккер пишет о желании Браша «быть в клубе великих творцов». Иметь крошечное упоминание в истории драгоценностей. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Дэниел Браш достиг своей цели....
Еще несколько работ Дэниела Браша:
Источники:
https://www.sothebys.com/en/articles/daniel-brush-pushes-the-boundary-of-haute-jewellery
https://www.rizzoliusa.com/book/9780847866366/
https://theadventurine.com/jewelry/profiles/in-memoriam-daniel-brush/
https://theadventurine.com/culture/books-exhibitions/daniel-brush-jewels-sculpture/
https://www.thejewelleryeditor.com/jewellery/article/jewellery-as-art-the-daniel-brush-exhibition-at-mad-in-new-york/