Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Соратник, а не соперник: ИИ совершает революцию в ювелирной индустрии

26 января 2024
Изабелла Ян

изображение из кампании торговца драгоценными камнями Константина Вильда «Cyber ​​Gem World». (Константин Вильд)

Искусственный интеллект (ИИ) обещает изменить ювелирный сектор, положив начало революционным достижениям в дизайне, производстве и розничной торговле. По словам Паолы Де Лука, основательницы и креативного директора агентства по прогнозированию тенденций The Futurist, стремление пандемии к цифровизации помогло ювелирам продвинуться по этому пути. По ее словам, в отрасли уже происходят значительные изменения несмотря на то, что для полного внедрения прорывных изменений в ИИ может потребоваться от пяти до 10 лет .

ИИ играет многогранную роль в ювелирной отрасли, оптимизируя производство,  персонализацию, 3D-визуализацию и фотографию, а также улучшая общее качество обслуживания клиентов. Он также способствует анализу рынка, помогает отслеживать и прогнозировать данные и продажи, а также помогает в планировании запасов и производства.

«Настоящая революция сегодня заключается в нашей способности оперативно запрашивать информацию, а не кодировать ее», — говорит Де Лука. «Принятие этого перехода расширяет возможности отрасли, и я считаю это абсолютно позитивным».

Соратник, а не соперник

Дизайнеры и производители изучают возможности популярных программных инструментов искусственного интеллекта, таких как генераторы изображений Midjourney и BlueWillow. Производители из Таиланда и Дубая сообщили об экспериментах с искусственным интеллектом, но еще не внедрили его в свое производство.

В настоящее время искусственный интеллект может генерировать двумерные изображения, напоминающие эскизы или визуализации системы автоматизированного проектирования (CAD). Однако переход от текстовых подсказок к 3D-печати в ювелирной отрасли все еще находится в зачаточном состоянии, говорит британский историк ювелирного искусства Джек Огден, который провел семинар на тему «Как искусственный интеллект может разрушить индустрию» на выставке Inhorgenta в Мюнхене в 2023 году.

Независимо от того, владеют ли дизайнеры традиционным карандашом или ориентируются в цифровой сфере CAD, ИИ выступает в качестве динамичного партнера, предлагая инструменты и возможности, которые переопределяют границы художественного самовыражения. В 2021 году бельгийская платформа художественных исследований Artificial Intelligems, которая исследует ювелирные украшения с помощью технологий искусственного интеллекта, провела эксперимент по совместному творчеству художников и существующего алгоритма машинного обучения.

Для этого исследования «124 художника и дизайнера со всего мира откликнулись на наш открытый конкурс, предоставив около 1000 изображений», — говорит соучредитель компании Аннелин Свиллен. «Эти визуальные эффекты способствовали обучению алгоритма машинного обучения NVIDIA StyleGAN для создания новых «физических» произведений, известных как «Орнамутации», путем использования изображений произведений других художников в качестве исходного материала. Это усложняет такие вопросы, как авторство, право собственности, авторские права».

Совместный проект дизайнеров и ИИ "Орнамутации" длится с 2021 года

Канадский дизайнер Ник Косс из Volund Jewelry использует методы искусственного интеллекта для персонализированного дизайна ювелирных изделий с 2015 года. Он не считает искусственный интеллект чем-то негативным по своей сути, верит в то, что его следует использовать разумно и этично. Для Ника это означает овладение технологией для повышения удовлетворенности клиентов, а не просто для снижения затрат или упрощения процессов.

«Мы [в Volund] обрисовываем желаемый результат и позволяем моделируемой форме жизни исследовать и представить несколько решений», — объясняет он. «Наиболее многообещающие результаты затем «разводятся» дальше, включая элемент случайности. Этот процесс, напоминающий алхимическую трансформацию, порождает новые и непредвиденные замыслы. Мы останавливаем процесс в тот момент, когда находим проекты, которые нам нравятся».

Косс указывает на другие практические применения искусственного интеллекта для ювелиров, например, на предложение модификаций для уточнения центра тяжести изделий, особенно в подвесках и ожерельях. «ИИ также может давать рекомендации по [изменениям] материалов или изменениям  для повышения безопасности крепления и сохранности деликатных камней, а также оптимизации позиционирования восковых моделей в опоке для обеспечения эффективного потока во время литья».

Дилемма общественного восприятия

У тех, кто не знаком с ИИ, возникает чувство опасения, часто коренящееся в заблуждениях или отсутствии полного понимания. Некоторые (дизайнеры, например) опасаются, что ИИ со временем полностью заменит их. Однако Де Лука подчеркивает, что ИИ — это вспомогательный инструмент для повышения творческих способностей человека и изучения дальнейших возможностей.

«ИИ представляет угрозу только для [работ, требующих] повторяющихся задач, [поскольку он превосходен] в автоматизации таких функций», — говорит она. Хотя он может быть эффективным в анализе данных, он «неспособен способствовать творчеству».
Косс соглашается, подчеркивая, что ИИ должен дополнять, а не заменять воображение и критическое мышление.

«Прогресс неизбежно делает тех, кто не желает адаптироваться, устаревшими», — говорит он. «Однако это также дает возможность тем, кто хочет усовершенствовать свое ремесло, позволяя им отличиться не только путем принятия тенденций, но и путем предоставления превосходных предложений своим клиентам».

Свиллен также считает, что ИИ может «открыть новые перспективы, позволяя дизайнерам выйти за рамки существующих рамок и условностей». Аспект, который она находит особенно интригующим, — это «способность визуализировать, казалось бы, невозможное…». Мне любопытно посмотреть, сможет ли ИИ концептуализировать идеи, выходящие за рамки того, что я или люди в целом могли себе представить».

Однако недоверие к этой технологии, с которым она столкнулась в ювелирном мире, заставило некоторых дизайнеров нерешительно использовать ее открыто. «Восемь лет назад наши дискуссии об искусственном интеллекте столкнулись со скептицизмом со стороны лидеров отрасли, некоторые считали это шарлатанством», — вспоминает Косс. «К счастью, перспективы изменились. Несмотря на первые трудности и [после] значительных инвестиций, мы добились явного преимущества».

Некоторые люди могут полностью отвергнуть и воздержаться от использования ИИ из-за реакционных настроений, признает Свиллен. «Эта динамика уже проявляется. Возможностей много, и это далеко не черно-белый сценарий».

Разнообразие против однородности

Огден по-прежнему с оптимизмом смотрит на потенциал ИИ по улучшению продуктов массового рынка за счет создания более разнообразных и творческих проектов. Тем не менее, добавляет он, существует риск того, что может произойти и обратное: если несколько авторов будут использовать одни и те же модели, результаты могут начать выглядеть однородными.

В этом смысле «эрозия навыков, особенно в тактильных практиках, таких как изготовление ювелирных изделий, поднимает вопросы о потенциальной потере человеческого прикосновения», — отмечает Свиллен.

Что касается потребителя, дизайн, созданный в цифровом формате, может существенно повлиять на сферу ценителей ювелирных изделий. Поскольку ИИ выводит «новые уровни творчества, персонализации и эффективности в процесс проектирования, может возникнуть необходимость в новых оценочных рамках», — объясняет Свиллен. Потенциальный контраст между исключительными, единственными в своем роде изделиями и легкодоступными ювелирными изделиями, созданными с помощью искусственного интеллекта, может повысить привлекательность первых.

Даже вопрос о том, что представляет собой привлекательность, может в конечном итоге стать компетенцией ИИ. «Должен ли оценивать привлекательность ювелирных изделий, созданных человеком или машиной, исключительно человек?» — спрашивает Огден. «Вскоре искусственный интеллект сможет оценивать конкурентоспособность дизайна, анализируя закономерности успешных продаж ювелирных изделий. Этот подход, вероятно, уже применяется в некоторых отраслях».

Эта статья из номера  журнала Rapaport Magazine за январь-февраль 2024 года.

Источник: Rapaport
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом