Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Йозеф Хоффманн: когда модернизм обретает свой полный смысл

6 августа 2024
Редакция

В статье Ювелирная живопись Йозефа Хоффмана  мы уже рассказывали об украшениях, созданных Хоффманном, которые бросили вызов прежним эстетическим границам прикладного искусства, поскольку они объединили качество живописи и ручной работы с уникальным модернистским видением. Сегодня продолжим рассказ о творческом мире одного из самых влиятельных европейских художников начала 20 века.

В конце мая 1956 года в небольшой вставке в газете «Нью-Йорк Таймс» сообщалось о смерти Йозефа Хоффмана в Вене в возрасте 85 лет. Газета, несомненно, не опубликовала бы ничего о смерти одного из величайших дизайнерских талантов XX века, если бы с редакцией не связался один из его бывших учеников и помощников Леопольд Кляйнер. К концу жизни Йозеф Гофман был почти полностью забыт. The Times описала его только как «пионера современного дизайна и архитектуры» и одного из «основателей Wiener Werkstätte, известного объединения художников и ремесленников, во главе которого он оставался в течение тридцати лет». Не было упомянуто о значительном влиянии, которое он оказал на американский модернизм, будь то сдержанность его проектов для Всемирной выставки в Луизиане 1904 года или его легендарные женские туалеты на Международной выставке искусства в промышленности, проходившей в универмаге Macy's в Нью-Йорке. в мае 1928 года. Виртуозность его работы со стеклом, зеркалами и хромированными металлами на полу, стенах и потолках была такова, что посетители могли видеть себя в 10 различных отражениях. Гораздо больший интерес к Йозефу Хоффману в то время проявил репортер «Таймс» , написавший: «Вчера днем ​​нужно было сдержать толпу, толпившуюся перед этой комнатой».

От славы к забвению, а затем снова к славе: в 2022 году, почти столетие спустя Музей прикладного искусства (MAK) в Вене вернул Йозефа Хоффмана в центр внимания.

Самая полная на сегодняшний день ретроспектива его работ, выставка МАК «Прогресс через красоту» отдала дань уважения архитектору, создателю (мебели, освещения, декоративных предметов и символической одежды), учителю и организатору выставок, который был одним из главных фигуры венского дизайна с конца 1890-х годов. Привнесение красоты в жизнь своих клиентов было для него синонимом социального прогресса и эстетики. Для Йозефа Хоффмана не было разницы между "благородным" и народным искусством. На прошедшей выставке его талант был отражен в более чем 1000 предметах, включая стол, который он создал для гостиной квартиры доктора Ханса Зальцера около 1902 года, набор серебряных столовых приборов, изготовленных Венской мастерской для Фрица и Лили Варндорфер, а также шезлонг, обитый восхитительной тканью с растительными мотивами из «Будуара большой звезды», который он спроектировал для Парижской международной выставки 1937 года. В музее также экспонировалось несколько ранее неизвестных работ, которые заполняют определенные пробелы в истории его творений. Выставка, состоящая из 20 разделов, исследовала огромное творчество Йозефа Хоффмана, охватывающее все аспекты повседневной жизни.

Стул Fledermaus от Йозефа Хоффмана

Склад от Йозефа Хоффмана

Вверху: один из самых знаковых проектов Хоффмана, так называемый стул Fledermaus, был разработан для одноименного венского кабаре. Внизу: шкаф, сделанный из мореного ольхи и меди, был частью декора, который он создал для зала Ver Sacrum на третьей выставке Сецессиона в 1898 году. Фотографии: © MAK/Georg Mayer

«Это была удача, что выставку пришлось отложить на год, — объяснил куратор МАК Райнальд Франц, один из организаторов выставки, — потому что были обнаружены предметы, входившие в частные коллекции и ранее неизвестные». Речь идет, в частности, о серебряной посуде Йозефа Хоффмана для Сони Книпс (жены венского промышленника, ставшей моделью для знаменитого портрета Густава Климта ), мебели, созданной для семьи Витгенштейнов, а также планов и фотографий мастерской Йозефа Гофмана. 

Эта латунная ваза была изготовлена ​​на заводе Wiener Werkstätte в 1924 году. Фото: © MAK/Georg Mayer

 «Йозеф Хоффманн был мастером «образцового модернизма», что контрастировало с международным модернизмом», — объясняет Райнальд Франц, потому что он всегда знал, как льстить своим клиентам украшениями, чтобы заставить их придерживаться его модернистского подхода.

Бар Cabaret Fledermaus, внутреннее убранство которого является результатом сотрудничества Йозефа Хоффмана, Густава Климта и Оскара Кокошки.

Подвеска, созданная Йозефом Хоффманном для Wiener Werkstätte.

вверху: Хоффманн сотрудничал с такими художниками, как Густав Климт и Оскар Кокошка, над дизайном интерьера бара кабаре «Фледермаус», открывшегося в Вене в октябре 1907 года. внизу: в течение первого десятилетия 20-го века Хоффманн разработал ряд произведений искусства. украшения для Wiener Werkstätte, включая этот кулон 1907 года. Фотографии: © MAK; © МАК/Катрин Вискирхен

Третий из шести детей, Йозеф Франц Мария Гофман родился в 1870 году в небольшом городке  в Моравии, регионе, который сегодня является частью Чешской Республики. Его отец Йозеф Франц Карл был совладельцем местной текстильной фабрики и мэром города. Традиционные моравские ремесла, плодородная сельская местность и довольно изнеженное детство в буржуазной семье оказали решающее влияние на дальнейшую жизнь Йозефа Гофмана, о чем говорится в его автобиографии.

Здание, спроектированное Йозефом Хоффманном для Венской выставки искусства и ремесел Kunstschau.

Йозеф Хоффманн спроектировал несколько зданий, в том числе этот входной павильон, для выставки искусств и ремесел «Кунстшау 1908 года», которая была организована в Вене, на месте сегодняшнего Концертхауса. Фото: © МАК

В 1892 году он поступил в Специальную архитектурную школу при Академии изящных искусств в Вене (Akademie der bildenden Künste Wien). Он учился там под руководством Отто Вагнера , который произвел революцию в методе преподавания в этом учреждении, используя, в частности, прогрессивные вопросы о развивающихся мегаполисах. Йозеф Хоффманн позже несколько раз упоминал влияние Отто Вагнера на его творчество. Всю жизнь он оставался большим поклонником своего учителя, по рекомендации которого был назначен профессором Венского университета прикладных искусств (Wiener Kunstgewerbeschule). Он создал свою первую большую колонию вилл в венском районе Хоэ-Варте, которую спроектировал как общий проект, а не как отдельные здания, с целью достижения общего единства между архитектурой, интерьерами и садами. Общие элементы включают центральную гостиную двойной высоты, высококонтрастную цветовую палитру и широкое использование сетчатых узоров на полу, настенных покрытиях и окнах.

Стул от J. & J. Kohn.

Столовая санатория Вестенд по проекту Йозефа Хоффмана.

Построенная в 1904 году столовая санатория Вестенд в Пуркерсдорфе, к западу от Вены, была одним из самых плодотворных помещений, созданных Хоффманом. Имея длину более 70 футов, она могла похвастаться поразительно геометрическим потолком из Т-образных балок и набором моделей № 1. 322 стула, как и большая часть его ранней мебели, были произведены компанией J. & J. Kohn . Фотографии: © МАК/Георг Майер; © МАК

Инновационный стиль Йозефа Хоффмана привлек внимание молодой бельгийской пары, магната Адольфа Стокле и его жены Сюзанны Стоклет-Стивенс. Они сразу же доверили ему то, что станет его главным архитектурным произведением: дворец Стокле, двухэтажное здание в Брюсселе. Йозеф Хоффманн спроектировал не только главную резиденцию, богато украшенную мраморными блоками и имеющую знаменитую монументальную скульптурную башню, увенчанную четырьмя статуями мускулистых мужчин, но и весь интерьер, все сады и пристройки к зданиям. Верный концепции целостного произведения искусства (Gesamtkunstwerk), Йозеф Хоффманн работал над дворцом с несколькими художниками, в том числе с Густавом Климтом (мозаичный фриз в столовой), Джорджем Минне (мраморный фонтан), Карлом Отто Чешкой (оконные стекла), Михаэля Повольного (керамика) и Франца Мецнера (скульптуры), что значительно увеличило цену здания, которое стало неконтролируемым даже для Стоклетов.  

Кресло Sitzmaschine от Йозефа Хоффмана

Созданное в 1905 году кресло Sitzmaschine (буквально: «сидящая машина») включает в себя геометрические формы, типичные для  Йозефа Гофмана.

В это время Йозеф Хоффманн также работал над своим шедевром мебельного дизайна: креслом Sitzmaschine, созданным для санатория Пуркерсдорф под Веной, одним из первых заказов Wiener Werkstätte. 

«Будуар большой звезды» со стенами, покрытыми металлической фольгой, автор Йозеф Хоффманн.

 

«Будуар большой звезды» со стенами, покрытыми листовым металлом, стал вкладом Йозефа Хоффмана на Парижскую международную выставку 1937 года. Стул-тапочка имеет серебряные ножки и шерстяную ткань, которую Хедвиг Пёхльмюллер вышила растительными мотивами. Фотографии: © МАК; © МАК/Георг Майер

Вольфганг Каролинский, директор и основатель Woka Lamps Vienna, обнаружил работы Йозефа Хоффмана на городском блошином рынке, когда он был студентом-музыкантом в 1970-х годах. Это открытие быстро привело к карьере в декоративном искусстве. «Я создал фотоархив из пяти тысяч изображений его творений, классифицированных по группам продуктов», — объясняет Вольфганг Каролинский. (Считается, что всего Йозефа Хоффмана существует от 10 000 до 15 000 произведений). Он также начал восстанавливать свои лампы, которые собирал. «Их дизайн демонстрирует ощущение современности», — объясняет Вольфганг Каролинский. «Он любил круглые и квадратные формы, которые никогда раньше не использовались в изобразительном и прикладном искусстве». В 1977 году Вольфганг Каролинский открыл свою галерею в Вене. Год спустя он начал продавать переиздания осветительных приборов, созданных Йозефом Хоффманном

Кофейный сервиз Йозефа Хоффмана в форме дыни был произведен фарфоровым заводом Аугартен в Вене в 1929 году.

Серебряная ваза со стеклянной вставкой от Йозефа Хоффмана.

сервиз для мокко в форме дыни, изготовленный Венской фарфоровой мануфактурой Аугартен в 1929 году.

 Эта серебряная ваза со стеклянной вставкой является частью так называемой коллекции Glitterwerk, спроектированной ок. 1906 г. Фотографии: © MAK/Katrin Wißkirchen; © МАК/Георг Майер

Светильники, созданные Йозефом Хоффманном, востребованы как никогда. Несколько произведений Woka украшают отель Goodtime в Майами, принадлежащий певцу и продюсеру Фарреллу Уильямсу, а также отель Beaumont в Лондоне.

Некролог мастера концепции тотального произведения искусства (Gesamtkunstwerk), несомненно, сегодня имел бы совершенно другой тон, потому что Йозеф Хоффманн вернулся туда, где он всегда был: на передний план модернизма.

Источник: 1STDIBS.COM
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом