Он художник, любящий коммерциализм, не думающий о покупателе при творении, предпочитающий сталь серебру. Хоть он и выбирает свой путь, оказывается, что это путь прямо к успеху. Вам нужны доказательства? Арек Вольски — первый дизайнер из Польши, получивший награду «Инновация» на престижной ярмарке Inhorgenta, и он занимается искусством так же эффективно, как и бизнесом. Вот разговор о том, как он с помощью технических приемов превращает иронию в язык предметов.
По профессии вы океанограф – это необычное начало для ювелира. Как вы пришли в ювелирное дело?
В конечном итоге я никогда не работал океанографом, а заниматься дизайном начал сразу после окончания университета. Поначалу это было что-то вроде студенческого приключения — мне нужна была работа... Тогда это был просто способ подзаработать после учебы в университете, но позже я решил, что это может быть и хороший образ жизни.
Легко ли было без соответствующего образования?
Сегодня мне сложно сказать, было это легко или сложно. Это определенно был вызов, но когда ты молод, ты думаешь, что все возможно. Вероятно, я держал дверь открытой, когда дело касалось многих вещей, но меня совершенно не беспокоило, что некоторые процессы могут занять у меня больше времени, чем если бы я выучил их с нуля и прошел соответствующие исследования. Что для меня было круто, так это то, что я делал что-то не так, потому что руководствовался не существующей нормой, а собственными открытиями. Я не думал о том, лучше это или хуже – мне понравилось, поэтому я просто пошел своим путем.
фото: Арек Вольски
Как бы вы описали свою эстетику сегодня?
Если бы мне пришлось привести все к общему знаменателю, это было бы поиск идеи и ее максимальное упрощение. Мне нравятся простые, но в то же время в них есть что-то интересное, что-то, что может заинтриговать получателя. Меня не интересуют завитки или цветочные мотивы — я создаю скорее трехмерную геометрию. Простые формы с некоторым инженерным приемом.
Пример?
Недавно я придумал техническое решение, которое позволяет мне создавать трехмерные объекты с движущейся частью, это движение является ключевой частью эстетики. Это очень хорошо работает в украшениях, потому что когда вы двигаете головой или телом в целом, это выглядит очень интересно. Это очень простое техническое решение, которую я придумал, работая над чем-то другим, но меня очень увлекают такие вещи в ювелирном деле. Маленькие технические вещи, которые имеют большое значение. И оказалось, что людям это очень понравилось, поэтому могу сказать, что все получилось великолепно. На основе этой одной технологии я построил несколько коллекций — они, конечно, разные, но у них есть один общий элемент, реализованный по-разному.
Что для вас самое сложное в создании украшений?
С одной стороны, ювелирное дело настолько «простое», что любой может купить несколько инструментов, найти немного места для мастерской и начать заниматься дизайном. Сделать вещь функциональной, хорошо продуманной и выделяющейся среди всей массы представленных на рынке вещей уже сложно. Но даже если мы добьемся успеха и сумеем создать интересные изделия, нам придется повторить этот успех, и каждый год — новое испытание, новая проверка перенасыщенным рынком. Я занимаюсь этим с 1997-го года, и сдаваться нельзя, нужно продолжать работать на максимальной скорости.
Вы создаете множество различных форм и предметов: как типичные серийные украшения, так и художественные, уникальные. Легко ли совместить эти два мира?
Для меня это в первую очередь необходимо для того, чтобы как-то поддерживать здоровый взгляд на мир — мозг просто необходимо время от времени очищать совсем другой деятельностью. Если бы я сделал только что-то одно, я бы, наверное, сошёл с ума. Для меня это совершенно невообразимо – мне приходится делать разные вещи, чтобы заботиться о своей психической гигиене. Просто наступает момент, когда мне что-то надоедает, я откладываю это в сторону и сосредотачиваюсь на чем-то новом. Свою работу я начинал с уникальных украшений, и хотя раньше делать такие вещи было проще, заниматься только художественными формами не получалось. Что мне тогда больше нравилось, так это то, что часть времени пришлось отдать коммерческим проектам. Сегодня, оглядываясь назад, я вижу, что это было хорошо, потому что думать о продукте и создавать его во многом сложнее, чем работать с уникальными или художественными вещами.
Чем отличается творческий процесс в художественном проекте от типичного коммерческого проекта?
Серийный продукт должен быть привлекательным, он должен соответствовать выбранной дизайнером эстетике, он должен быть функциональным и безупречно изготовленным. Это общеизвестные правила. Конечно, каждый идет своим путем и выбирает свое направление. Некоторые ближе к популярному, другие движутся к максимально возможной оригинальности, но это всё равно движется в рамках определённых правил. В художественных сюжетах, конечно, больше свободы. У вас должно быть представление о своем собственном мире, здесь нет никаких требований или ожиданий — вы подходите к такой задаче совершенно по-другому.
фото: Арек Вольски
Итак, как вам приходит в голову идея? Как начать заниматься дизайном?
Как создаются идеи, очень сложно понять. Мой способ выживания как художника – это определенно делать очень разнообразные вещи. Если в этом году я сделал что-то в одном стиле, то в следующем году сделаю это в другом. Я стараюсь не повторяться и часто иду совсем в разных направлениях. Тот, кто возвращается ко мне, должен увидеть, что что-то происходит, появляется что-то новое, что все выглядит по-другому. Честно говоря, когда я занимаюсь дизайном, я не думаю о том, кто это будет носить, а думаю о том, что это крутая вещь. Но истоки этого абсолютно неизвестны. Трудно определить, откуда в голове приходит идея – это касается не только меня, но и вообще всех, кто творит: будь то писатель или музыкант. Каждый из нас движется в своем мире и в какой-то момент появляются эти идеи. Однако, по моему мнению, невозможно точно указать, как это происходит. Бывает и так, что человек не живет только работой, а интересуется разными вещами, читает книги, имеет свои интересы, которые порождают какие-то мысли. Если мне интересно этим поделиться, я перевожу это в объект — я не писатель, не использую слов, поэтому выражаю себя через форму. Иногда достаточно сходить в кафе или почитать хорошую книгу, чтобы что-то пришло на ум. Когда кто-то работает в определенной сфере, он, по сути, постоянно об этом думает. Это постоянный процесс: снова и снова обдумываешь эти темы и способы соединения формы с содержанием. Мне это очень нравится.
И среди работы над множеством разных форм: светильниками, мебелью, украшениями или просто искусством, что приносит вам наибольшее удовлетворение?
В начале своего бизнеса я не в полной мере ценил работу над коммерческими проектами. Однако, оглядываясь назад, я понимаю, что создание классного коммерческого продукта — это задача, которая также может быть очень приятной. Поэтому сегодня я не делю направления, в которых работаю, на более или менее любимые. Все, что я создаю, хорошо продуманное и интересное, является для меня источником удовлетворения. Неважно, уникальная это вещь, стул или украшение. Некоторые люди могут не ценить украшения, потому что многие люди ошибочно полагают, что это вещи, которые каким-то образом создают сами себя. Кому-то достаточно взять нить, нанизать несколько бус и иметь украшения – это не считается равноправной областью дизайна, не говоря уже об искусстве. Я знаю, что все по-другому, и создание хороших дизайнов ювелирных изделий — это непрерывная и трудоемкая работа. Я одинаково доволен и качественно сделанным колье, и уникальным барельефом.
А как насчет совмещения всего этого с собственным бизнесом? У тебя это неплохо получается. В чем секрет?
Нам всем нужны деньги, поэтому я не мог предположить, что стану художником, который будет делать только то, что доставляет мне наибольшее удовольствие. Мне всегда приходилось что-то создавать, чтобы это работало и приносило деньги. Когда у тебя есть семья и другие обязательства, это необходимость. Но я также нахожу в этом удовольствие. Как я уже говорил, мне приятно создавать самые разнообразные вещи, потому что это просто проясняет мой разум. Я не люблю заниматься чем-то одним на постоянной основе, я предпочитаю работать иногда над коммерческим проектом, а иногда над своим художественным видением. Для меня важно то, что прыжки между полями также дают мне творческую свободу, потому что, имея деньги от коммерческих дел, мне не нужно делать никаких кивков получателю в своих художественных работах, чтобы их было легче получить и продать. Я могу быть честным таким образом. Некоторые люди говорят, что когда ты занимаешься коммерческими делами, ты теряешь свою творческую свободу, но, как это ни парадоксально, я считаю, что все совсем наоборот, потому что эта другая сторона деятельности поддерживает повседневную жизнь и дает безопасность, благодаря которой ты можешь быть свободен, когда это произойдет. к искусству. Для меня это и есть творческая свобода.
фото: Арек Вольски