Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Да здравствует коммерция - интервью с Ареком Вольским о свободе художника

17 сентября 2025
Марта Бузальска

Он художник, влюбленный в коммерцию, но творящий без оглядки на покупателя, предпочитающий холод стали блеску серебра. И парадоксальным образом, этот путь приводит его к успеху. Доказательства? Арек Вольски – первый польский дизайнер, удостоенный награды "Инновация" на престижной ярмарке Inhorgenta, демонстрирующий, что искусство и бизнес могут быть союзниками. Предлагаем вашему вниманию беседу о том, как мастер техническими приемами превращает иронию в язык предметного мира.

По образованию вы океанограф – нетривиальное начало для ювелирного дизайнера. Как вы пришли в ювелирное дело? 

Я так и не стал океанографом. Дизайном начал заниматься сразу после университета. Поначалу это было студенческой авантюрой, поиском подработки… Тогда это было просто способом заработать после учебы, но со временем я увидел в этом перспективный образ жизни.

Легко ли было без специализированного образования? 

Сегодня сложно сказать, было ли это легко. Безусловно, это был вызов, но в молодости кажется, что все возможно. Я был открыт для всего нового, меня не смущало, что освоение некоторых процессов может занять больше времени, чем при систематическом обучении. Привлекательным было то, что я избегал общепринятых норм, руководствуясь собственными открытиями. Я не оценивал, хорошо это или плохо, просто шел своим путем, потому что мне это нравилось.

фото: Арек Вольски

Как бы вы описали свою эстетику сегодня? 

Если попытаться свести всё к общему знаменателю, то это поиск идеи и ее максимальное упрощение. Мне нравятся простые формы, но с изюминкой, с элементом, способным заинтриговать. Я избегаю завитушек и цветочных мотивов, предпочитая трехмерную геометрию. Простые формы, дополненные изобретательными техническими решениями.

Пример? 

Недавно я разработал технологию, позволяющую создавать трехмерные объекты с движущимися частями, где само движение становится ключевым элементом эстетики. Это особенно эффектно в ювелирных изделиях, поскольку движение головы или тела активирует динамику объекта. Техническое решение довольно простое, пришло ко мне случайно, во время работы над другим проектом, но меня очень увлекают такие находки в ювелирном деле. Незначительные технические нюансы, оказывающие существенное влияние. И, к счастью, это пришлось по вкусу публике. На основе этой технологии я создал несколько коллекций, отличающихся друг от друга, но объединенных общим элементом, реализованным различными способами.

 

Что самое сложное в создании украшений? 

С одной стороны, ювелирное дело кажется доступным: любой может приобрести инструменты, обустроить мастерскую и начать создавать. Но сделать вещь функциональной, продуманной и выделяющейся на фоне перенасыщенного рынка – это уже сложная задача. И даже если удается создать что-то интересное, необходимо повторить этот успех, год за годом доказывая свою состоятельность на требовательном рынке. Я занимаюсь этим с 1997 года, и остановка недопустима, необходимо постоянно работать на пределе возможностей.

Вы создаете широкий спектр форм и предметов: как серийные украшения, так и художественные, уникальные произведения. Легко ли совместить эти два мира?

Для меня это, в первую очередь, необходимо для сохранения здорового взгляда на мир – мозгу необходима разгрузка, смена деятельности. Если бы я занимался чем-то одним, я бы, наверное, сошел с ума. Я не могу себе этого представить – мне необходимо переключаться между разными задачами для поддержания психического здоровья. Просто наступает момент, когда мне что-то надоедает, и я переключаюсь на что-то новое. Свою карьеру я начинал с уникальных украшений, и хотя раньше создавать такие вещи было проще, заниматься исключительно художественными формами было невозможно. Мне нравилось, что часть времени я посвящал коммерческим проектам. И сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что это было полезно, поскольку обдумывание и создание продукта требует иного подхода, нежели работа с уникальными художественными объектами.

Чем отличается творческий процесс в художественном проекте от типичного коммерческого проекта? 

Серийный продукт должен быть привлекательным, соответствовать эстетике дизайнера, быть функциональным и безупречно изготовленным . Это общепринятые правила. Конечно, каждый выбирает свой путь. Кто-то стремится к популярности, кто-то – к максимальной оригинальности, но все равно существует определенная система координат. В художественных работах свободы, конечно, больше. Здесь необходимо иметь собственное видение, нет никаких требований или ожиданий – подход совершенно иной.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

фото: Арек Вольски

Итак, как к вам приходит идея? Как начинается процесс дизайна?

Процесс возникновения идей – это нечто трудноуловимое. Мой способ выживания как художника – это разнообразие. Если в этом году я работал в одном стиле, то в следующем году буду искать что-то совершенно иное. Я стараюсь избегать повторений, двигаться в противоположных направлениях. Клиент, возвращаясь ко мне, должен видеть развитие, новизну, изменения. Честно говоря, во время работы над дизайном я не думаю о том, кто будет это носить, а думаю о том, насколько это крутая вещь. Но источник вдохновения – загадка. Откуда берутся идеи – сложно сказать. И это касается не только меня, а всех творческих людей: будь то писатели или музыканты. Каждый из нас живет в своем мире, и в определенный момент возникают идеи. Но невозможно объяснить, как это происходит. Важно выходить за рамки работы, интересоваться разными вещами, читать книги, иметь хобби, которые генерируют мысли. Если появляется желание поделиться чем-то, я трансформирую это в объект – я не писатель, не использую слова, поэтому выражаю себя через форму. Иногда достаточно выпить кофе в кафе или прочитать хорошую книгу, чтобы возникла идея. Когда работаешь в определенной сфере, то постоянно об этом думаешь. Это непрерывный процесс: постоянно переосмысливаешь темы, ищешь способы соединения формы и содержания. Мне это очень нравится.

И среди множества различных форм: светильников, мебели, украшений или просто произведений искусства – что приносит вам наибольшее удовлетворение?

В начале своей карьеры я недооценивал работу над коммерческими проектами. Но сейчас я понимаю, что создание качественного коммерческого продукта – это сложная и увлекательная задача. Поэтому сегодня я не делю направления, в которых работаю, на более или менее любимые. Все, что я создаю, если оно хорошо продумано и интересно, приносит мне удовлетворение. Будь то уникальный объект, стул или украшение. Некоторые недооценивают ювелирные изделия, полагая, что это нечто само собой разумеющееся. Достаточно нанизать бусины на нитку – и готово украшение. Это ошибочно воспринимается как неполноценная область дизайна, не говоря уже об искусстве. Я знаю, что все обстоит иначе, и создание хороших ювелирных изделий – это кропотливый и трудоемкий процесс. Поэтому я в равной степени доволен и качественно выполненным колье, и уникальным барельефом.

А как насчет сочетания творчества с бизнесом? У вас это неплохо получается. В чем секрет?

Деньги нужны всем, поэтому я не мог позволить себе быть художником, занимающимся исключительно тем, что доставляет мне удовольствие. Необходимо создавать что-то, что приносит прибыль. Когда есть семья и другие обязательства, это неизбежность. Но я также нахожу в этом удовлетворение. Как я уже говорил, переключение между разными видами деятельности помогает мне сохранять ясность ума. Я не люблю заниматься чем-то одним постоянно, предпочитаю чередовать коммерческие проекты с реализацией своего художественного видения. Важно, что эта смена деятельности дает мне творческую свободу. Благодаря доходам от коммерческих проектов я могу не оглядываться на предпочтения публики в своих художественных работах, чтобы облегчить их продажу. Я могу быть честным в своем творчестве. Некоторые считают, что коммерция лишает творческой свободы, но я придерживаюсь противоположной точки зрения. Именно коммерческая деятельность обеспечивает финансовую стабильность, позволяющую мне быть свободным в своем искусстве. Для меня это и есть настоящая творческая свобода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фото: Арек Вольски

 

 

Источник: blingsis.com
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом