Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

Шедевры ювелирного искусства: сокровища Медичи, Флоренция

1 июня 2022
Редакция

Герб Медичи - Герб герцогов Лотарингских. Около 1589 г. Мастерские Великого герцога Тосканского. Флоренция, Музей флорентийской мозаики. Мозаика из мягкого камня

В 2011 году в Одностолпной палате Патриаршего дворца в Московском Кремле демонстрировалась уникальная экспозиция под названием «Сокровищница Медичи». Впервые на выставке в России были представлены шедевры, входившие в собрание знаменитой флорентийской династии. С течением времени уникальная коллекция Медичи оказалась рассеянной по разным музеям Флоренции - большая её часть хранится ныне в Музее серебра Палаццо Питти, а также в Национальном музее Барджелло, Галерее Палатина, Национальном археологическом музее, Галерее Уффици и Музее флорентийской мозаики. Все они объединились в рамках выставочного проекта Музеев Кремля, чтобы дать возможность российским зрителям получить представление о великолепии двора Медичи. До этого в России никогда не проводилось выставок такого уровня, посвященных итальянскому декоративно-прикладному искусству. 

Большая часть коллекции посвящена флорентийской мозаики. Мозаика из цветного камня - один из древнейших видов искусства, существовавших ещё до нашей эры. В зависимости от технологии изготовления, мозаики делятся на: александрийскую, римскую, русскую и флорентийскую. Самая сложная из них - флорентийская. «Pietra Dura» - в переводе с итальянского языка - «поделочный камень» или флорентийская мозаика. Для изготовления такой мозаики используются цветные камни: агат, аметист, авантюрин, сердолик, яшма, лазурит, малахит, содалит, тигровый глаз, змеевик, светлая яшма, халцедон, гематит (плотный тонковолокнистый кровавик), мрамор.
     Искусство флорентийской мозаики было популярно на протяжении 300 лет, начиная с XVI века по XIX век и было знаменито во всей Европе. Микеланджело, восхищаясь флорентийской мозаикой, называл ее «вечной картиной».
     История Флорентийской мозаики связана с одним из благородных семейств того времени - Медичи, которые всегда покровительствовали искусству и собирали различные коллекции. В частности Лоренцо Ил Магнифико и его предшественники собрали и реставрировали камеи, камни и вазы времен Древней Греции и Рима. Позднее сын Гранд Дюка I Флорентийского, Козимо, решил основать мастерскую, изделия которой смогли бы конкурировать с классическими произведениями искусства древних мастеров.
     В конце XVI века во Флоренцию были приглашены умельцы из Милана, где изготовление предметов искусства из камня было очень популярным. В 1588 году Фердинандо I ди Медичи официально открывает мастерскую по изготовлению изделий из полудрагоценных камней, которая получает название «Галерея Деи Лавори». В этой мастерской помимо умельцев из Милана могли получить работу и мастера из Флоренции и из других североевропейских стран, желающие приобрести опыт, это делало семью Медичи еще более популярной и весомой в глазах всей общественности.
     Стиль флорентийской мозаики получил название «commesso», что в переводе с итальянского «состыкованный», из-за того, что полудрагоценные камни, после придания им различных форм, складывались в единый рисунок так, что граница между ними была практически незаметна. Эта техника, столь полюбившаяся людям, использовалась для изготовления настенных панно, столешниц, шахматных досок, ювелирных коробочек и также для украшения различных элементов мебели и получила поэтическое название «каменная картина».
     Развитие искусства флорентийской мозаики имело огромную поддержку со стороны Гранд Дюка Флорентийского, так как это был отличный шанс произвести впечатление на глав более крупных и более влиятельных государств, для семьи Медичи это также служило предметом отдельной гордости, так как финансирование производства предметов искусства «pietra dura» являлось доказательством их финансового величия. Позднее, начиная с 1737 года, после Медичи, развитие данного производства продолжала Харсбург Лорена.

Представляем некоторые экспонаты с той давней выставки. Не все они выплнены в технике флорентийской мозаики, размещаем здесь для того, чтобы вспомнить великолепную выставку...

Панель с подсолнухом, флорентийская мозаика из цветных и полудрагоценных камней. Мастерские Великих герцогов Тосканских, середина 17 в. Флоренция, Музей флорентийской мозаики, Флоренция

Пластина с попугаем на ветке груши

XVII в. Мастерские Великих герцогов Тосканских. Флоренция, Музей флорентийской мозаики. Мозаика преимущественно из мягких камней на фоне из черного мрамора

Речной пейзаж

Первая четверть XVII в. Мастерские Великих герцогов Тосканских. Мозаика из твердого камня. Флоренция, Музей флорентийской мозаики

ДЖОВАННИ ДИ ЛОРЕНЦО ДИ ПЬЕТРО ДЕЛЛЕ ОПЕРЕ, прозванный делле Корниоле («Сердоликовый»)
Бюст Джироламо Савонаролы. 1498–1516. Сердолик и золото. Флоренция, Палаццо Питти, Музей Серебра

Агатовая чаша. Древний Рим эпохи поздней Империи - чаша. 1588 - оправа. Агат, мрамор, золото, эмаль. Музей серебра, Палаццо Питти

Башмачник

Конец XVII в. Немецкий ювелир. Золото, цветная эмаль, барочная жемчужина, алмазы, позолоченный металл. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Подвеска с Венерой и Марсом из коллекции Медичи. Золото, цветная эмаль, жемчуг, рубины, изумруды. Последняя четверть XVI-XVII в. Немецкая мастерская. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Подвеска в форме гондолы

Около 1568 г. Джованни Баттиста Сколари. Золото, цветная эмаль, жемчуг, рубины, изумруды, алмазы. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Подвеска с драконом и пчелой

Немецкий ювелир. Около 1580. Золото, эмали, рубины, барочная жемчужина. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Кубок

Середина XVII в. Флорентийская мастерская (?). Восточный агат, золоченое серебро. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Голова Медузы

XVI в. Миланская мастерская. Халцедон, золото, эмали. Флоренция, Национальный археологический музей

Маска

Оправа - первая четверть XVII в. Французский ювелир. Бирюза, алмазы, золото, позолоченное серебро, эмали. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Чаша для соли

Чаша - середина XVI в.; оправа - 1560-1567 гг. Оправа - Франсуа Кревкюэр (даты жизни не известны, упоминается в 1555-1567 гг.). Перламутр, покрытый резьбой и гравировкой, раскрашенный, серебряное литье с чеканкой и позолотой. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Стрекоза

Фламандская мастерская (?). XVII в. Золото, эмали, алмазы, рубины, барочная жемчужина, серебро. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Портрет Филиппа II Испанского (лицевая сторона); портрет Дона Карлоса (оборотная сторона)

Около 1559–1562 гг. Якопо Ниццолла да Треццо. (Треццо, 1514 - Мадрид, 1589). Оникс, золото, цветная эмаль. Флоренция, Палаццо Питти, Музей серебра

Страус 5,5 х 3,2 см. Золото, эмали, рубины, сапфиры, барочная жемчужина

Доменико Кампаньи. Портреты Козимо Первого и Элеоноры Толедской. Камея на сардониксе. Около 1574 г. Палаццо Питти. Музей серебра. Флоренция

Гермафродит, лежащий под деревом, и три эрота. III век н.э. - камея на агате, 16 век - оправа. Халцедон, гранаты, изумруды, золото, эмаль. Нац. археологический музей

Рельефный портрет Александра и Олимпиады. Камея на агате. III век до н.э. Нац. археологический музей

Император, приносящий жертву Надежде (камея). II-IV век н.э. Агатовый оникс, металл, позолота. Нац. археологический музей

Источники:

Музеи Московского Кремля

http://mindraw.web.ru/

 

Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом