Можно утверждать, что ар-деко — термин, появившийся в 1960-х годах, — это не один стиль, а смесь различных стилей, источников и влияний. Дизайнеры ар-деко вдохновлялись историческими европейскими течениями, а также современным авангардным искусством, русскими балетами, народным искусством, экзотическими и древними культурами, а также городскими образами эпохи машин.
Одним из ключевых источников ар-деко был его предшественник, ар-нуво, стиль конца XIX века, вышедший из моды в годы перед Первой мировой войной (1914–1918). Ключевые элементы визуального языка ар-нуво, такие как растительные и цветочные формы, были заимствованы и адаптированы для создания обновлённого видения, что можно увидеть в стилизованных натуралистичных рисунках тканей ателье Мартина.
Ткань для платья, Atelier Martine, 1919, Франция. Музейный номер T.539-1919. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Более линейный, геометричный вариант ар-нуво, такой как в работах Йозефа Хоффмана и Чарльза Ренни Макинтоша, напрямую повлиял на поиск «современных» форм и декоративных мотивов в стиле ар-деко. Двуручная чаша Хофмана из позолоченной латуни с элегантными изогнутыми ручками вдохновила многих дизайнеров серебряных изделий 1920-х годов.
по теме: Исследование красоты через творчество Йозефа Хоффмана Ювелирная живопись Йозефа Хоффмана
Двуручная чаша, дизайн Йозефа Хоффмана, изготовлена на заводе Wiener Werkstätte, около 1925 года, Австрия. Музейный номер M.41-1972. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Между тем, искусство Африки и Восточной Азии предоставляло богатые источники форм и материалов. Археологические открытия начала 1920-х годов усилили романтическое увлечение ранней Африкой и Мезоамерикой. Раскопки гробницы Тутанхамона в 1922 году привели к широкому распространению египетских образов, таких как цветы лотоса, скарабеи, иероглифы, пилоны и пирамиды.
Узнайте больше о мировых влияниях ар-деко .
Мебельная ткань, Steiner & Co, около 1920 года, Англия. Музейный номер CIRC.668-1966. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Одним из важнейших моментов для стиля ар-деко стала Международная выставка декоративных и промышленных искусств, состоявшаяся в Париже в 1925 году.
Ксилография, плакат, Роберт Бонфис, 1925, Франция. Музейный номер E.1200-1925. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Выставка, посвящённая современному декоративно-прикладному искусству, объединила тысячи дизайнеров со всей Европы и других стран, включая Эмиля Жака Рульмана и Рене Лалика. Оба были известны своим изысканным вниманием к деталям и чувством качества. Они стали видными популяризаторами раннего ар-деко, привнеся свой современный взгляд на традиционное мастерство.
Ceylan, ваза, дизайн Рене Жюля Лалика, производство стекольного завода Lalique, 1924 год, Франция. Номер музея. CIRC.755-1969. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Туалетный столик, Эмиль Жак Рульман, 1919–1923, Франция. Музейный номер W.14:1–6-1980. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
В 1920-х годах многие дизайнеры обратились к новому визуальному языку, цвету и иконографии авангарда. Такие течения, как фовизм, кубизм, футуризм, супрематизм и конструктивизм, часто объединяемые под общим названием «кубизм», охотно усваивались дизайнерами, стремившимися передать динамизм современного мира. Британские и американские критики часто использовали термины «модерн», «джаз-модерн» или «зигзагообразный модерн» для характеристики таких работ. Геометрические формы проникли во все аспекты жизни, включая повседневные мелочи, такие как туалетные столики, портсигары и столовые приборы.
Портсигар, Жерар Сандос, около 1929 года, Франция. Музейный номер CIRC.329-1972. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Чайный сервиз, Гарри Джордж Мерфи, 1933–1934, Англия. Музей № M.6–6b, 1985. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Обвал фондового рынка 1929 года привёл к постепенному угасанию оптимизма 1920-х годов. К середине 1930-х годов ар-деко подвергся насмешкам как безвкусный, фальшивый образ роскоши. К началу Второй мировой войны эта враждебность достигла апогея. Несмотря на свой упадок, ар-деко оказал фундаментальное влияние на последующий дизайн. Его триумфальное шествие можно проиллюстрировать на примере лампы PH Поуля Хеннингсе, изготовленной Луи Поульсеном. Эта лампа с небольшими модификациями выпускается непрерывно с момента своего появления.
Настольная лампа, дизайн Пола Хеннингсена, производство Луи Поульсена, 1927 год, Дания. Номер музея. М.26-1992. © Музей Виктории и Альберта, Лондон
Широкое распространение и непреходящее влияние ар-деко доказывают, что его привлекательность основана не только на визуальной привлекательности. Его сила – в стремлении принять дуализм традиций и современности, гармонично сочетая роскошь и функциональность.