Техническое совершенство и новаторство были отличительными чертами декоративно-прикладного искусства эпохи модерна. В этой статье познакомимся с ведущими дизайнерами и производителями изделий из стекла, ювелирных изделий и керамики.
Чтобы придать декоративным элементам текстуру и глазурь, керамисты и стеклодувы того времени часто возвращали изделия в печь по несколько раз. Были возрождены исторические техники, а также были изобретены новые, например, формула стекла «Фавриль», запатентованная в 1894 году Луи Комфортом Тиффани (1848–1933), сыном знаменитого ювелира Чарльза Льюиса Тиффани.
Посетив в 1865 году Музей Южного Кенсингтона в Лондоне, Тиффани был впечатлён и вдохновлён римским, сирийским и средневековым стеклом. Тиффани добился блестящего переливающегося блеска поверхностей стекла «Фавриль», вводя оксиды металлов в расплавленное стекло. Его последующие творения из стекла входят в число самых известных произведений искусства в стиле ар-нуво в мире.
Витрина студии Tiffany, показанная выше, находится в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Она была спроектирована как мемориал семье Франк из Нью-Йорка и первоначально была установлена в мавзолее на Бруклинском кладбище. Тема «Реки Жизни» часто встречается в работах Tiffany, созданных для мемориалов, а период с 1900 по 1910 год был периодом расцвета производства церковных витражей для студии Tiffany.
Эмиль Галле (1846–1904) — французский стеклодув, керамист и дизайнер мебели, ставший одной из самых влиятельных фигур в стиле ар-нуво и французском декоративно-прикладном искусстве. Родившись в Нанси, он изучал ботанику и минералогию в Германии, а затем в 1874 году возглавил стекольную и керамическую фабрику своего отца.
На Всемирной выставке 1889 года в Париже стилистические новаторские работы Галле в области стекла с резными камеями и пат-де-верр получили признание. Школа Нанси, основателями которой были Галле, Луи Мажорель, Виктор Прове, Эжен Валлен и братья Дом, производила мебель, изделия из стекла, кожи, керамики и текстиля. Она закрепила за Нанси статус одного из важнейших центров ар-нуво.
Ювелиры создавали для своих клиентов изысканные украшения, такие как чокеры, подвески, браслеты и серьги. Эти изделия часто украшались эмалью и полудрагоценными материалами, такими как скульптурная слоновая кость и панцирь черепахи. Часто встречаются изделия в стиле ар-нуво, вдохновлённые природой, с изображениями листьев, орхидей, лилий и бабочек.
Французский ювелир Рене-Жюль Лалик (1860–1945) был одним из самых известных мастеров стиля ар-нуво. Получив образование в Париже и Лондоне, Лалик отличался тем, что не принадлежал к устоявшейся династии ювелиров.
Завоевав себе репутацию, работая на знаменитые ювелирные дома Cartier, Jacta и Boucheron, в 1885 году Лалик взял на себя управление мастерской парижского ювелира Жюля Дестапа. В своих роскошных изделиях он использовал такие материалы, как рог, слоновая кость, стекло и яркие цветные драгоценные камни.
Насекомые, цветы и нимфы Лалика – квинтэссенция мотивов ар-нуво, воплощенных в изысканно детализированных и изящных формах. Лалик работал с частными клиентами, такими как Сара Бернар, и многими лучшими парижскими ювелирными домами.
Как и в случае со стеклом и ювелирными изделиями, лучшие керамисты эпохи модерна экспериментировали с новыми формами и инновационными техниками глазуровки. Пластичная глина была идеальным материалом для воплощения характерных форм эстетики модерна.
Известными практиками в Европе были Брантьес и Розенбург в Нидерландах, Мейзенталь и Кёппинг в Германии, Жолнаи в Венгрии, Харрах и Лётц в Богемии и Скандинавии.