Журнал “Русский Ювелир”
Издается с 1996 года

ОЖЕРЕЛЬЕ: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

31 октября 2022
Клаудия Карлетти

Ожерелья, как кольца - предметы, которые носили всегда. Самые ранние ожерелья датируются 70 000 г. до н.э. В Древнем Египте были эффектные изделия в форме широкого воротника, во времена Древней Греции (около 330 г. до н.э.) дамы носили ожерелья с бахромой. В музеях по всему миру представлены укашения времен Древнего Рима, Средних веков,  эпохи Возрождения вплоть до 17 -го и 18 -го века. Ожерельее -  драгоценность, популярность которой  не угасает со временем, несмотря на изменения в стилях, формах и материалах.

Широкий воротник амулетов Нефера, ок. 1504–1450 гг. до н.э.Фото: Метрополитен-музей

18 век 

В 18 веке ожерелья, как правило, носили на шее как чокеры, чтобы не мешать сложным корсажным украшениям.

Портрет Ребекки Доз (фрагмент)  работы Джеймса Клейпула-младшего,1760-х гг.

 Они, как правило, полностью вымощены драгоценными камнями. Более роскошные экземпляры инкрустированы бриллиантами, что в то время было большой новинкой после открытия алмазных рудников в Бразилии. К сожалению, с техпор сохранилось небольшое количество экземпляров, а дошедшие до наших дней предметы имеют оригинальную форму, но инкрустированы менее дорогими драгоценными камнями – например, гранатами. Так же, как и бриллианты, гранаты вымощали всю поверхность ожерелья, очень плотно прилегая друг к другу – характерная черта 18 века.

Еще одной особенностью ожерелий 18 века является отсутствие застежки. Вместо этого ожерелья крепились сзади большим бантом из ленты. Ожерелья конца 18 века выглядят более геометрическими. Прозрачные камни устанавливаются в тесной оправе ( подложка -  золотая фольга), и они обычно имеют серебряную основу, тогда как цветные непрозрачные камни имеют золотую основу. Золото и серебро - типичные металлы для  ожерелий в 18 веке .

 

Начало 19 века

В период после Французской революции, около 1800 года, женский образ стремился к античной классике. Женщины носят белую муслиновую одежду, чтобы максимально точно подражать древним статуям. Ожерелья носят у основания шеи. Типичный дизайн представляет собой строгие овальные элементы, которые о плоские, линейные и соединены цепочками, довольно часто воспроизводя классические темы.

Этот изысканное ожерелье было изготовлен на заказ для Фердинанда VII, короля Испании, в 1812 году. Оно было подарком королеве в ознаменование изгнания Наполеона из Испании.

Французское ожерелье, начало 19 века. Урашение состоит из пяти медальонов с эмалью Брессан, соединенных тремя рядами цепочек. Застежка замка украшена эмалевым декором с девизом «A moi». Мода на подобные ожерелья зародилась в первой половине 18 века. Постепенно его употребление распространяется среди французского крестьянства. 
Материалы, декор, количество пластин и цепочек варьировались в зависимости от достатка семьи. В Брессе его начали носить в начале 19 века, его дарил во время «accordailles» (помолвки) молодой человек своей невесте. Такая форма ожерелья ("рабское")  берет свое начало в традициях Савойи и Женевы со ссылкой на выражение «заковать жену в цепи». На самом деле кажется, что обилия цепочек, из которых состоит это ожерелье, достаточно, чтобы оправдать название. Эмаль Bressan характеризуется нанесением нескольких - до 7 - слоев эмали. 

Одним из примеров являются ожерелья с камеями,  воспроизводящими мифологические сцены. Еще одна техника, популярная в этот период, - микромозаика, типичная для сувенирных драгоценностей. Эти ожерелья представляют собой овалы микромозаики, изображающие, например, виды Рима – довольно распространенные в то время. 

Однако в высших эшелонах общества, при дворе и, в частности, в кругу наполеоновского двора - изобилие драгоценных камней, расположенных так же, как и более скромные ожерелья с камеями — тот же рисунок, те же овальные элементы и такие же цепочки, соединяющие эти овалы. Один и тот же стиль применяется к разным уровням драгоценности.

Деталь картины Джованни Баттиста Каллегари с изображением герцогини Пармской, ок. 1835 г. (Викисклад)

Эпоха Реставрации

В период Реставрации все классическое, относящееся к наполеоновской эпохе, сдается на слом, возвращаясь к более ностальгическому донаполеоновскому облику. В 1820–1830-х годах было модно носить платья с очень пышными рукавами, уравновешивая их длинными серьгами и важными ожерельями. Это уже не простой, классический вид, а довольно сложный.

Что характерно для этих изделий 1820-х и 30-х годов, так это работа из золота, которая в ювелирном деле известна как «каннетиль» — термин, обозначающий вид вышивки — своего рода филигрань, похожую на вышивку. Драгоценности этого периода легкие, кружевные и нежные, хотя эффектные и очень богато украшенные. Определенно,  простота начала 19 века совершенно «устарела».

 

1840-е – 1850-е гг.

"Натурализм" - слово, характеризирующее период 1840-х - 50-х гг.  Один из самых типичных примеров ожерелий - в виде змей, кусающих свои хвосты.

Предшественник Bulgari, один из наиболее типичных примеров является ожерелье в виде змеи, вымощенное бирюзой. В 19 веке бирюза означала «не забывай меня». Поскольку змея, кусающая себя за хвост, является символом вечности, это ожерелье на самом деле является любовным посланием. Символизм змеи говорит вовсе не о зле, а о любви: «Не забывай меня. Люби меня вечно". 

 

1860-е и 1870-е годы

Ожерелье располагаеся по-прежнему у основания шеи, но меняются мотивы и материалы. В 1860-х и 70-х годах начинается повальное увлечение ювелирными изделиями в стиле археологического возрождения, и женщины начинают носить старинные украшения. Ожерелья археологического возрождения были копиями подлинных древних изделий. Ювелиры, такие как Кастеллани, стараются воспроизвести не только дизайн, но и материалы, и технику. Иногда эти ожерелья являются точными копиями. В других случаях они являются подделками: они выглядят как старинные по стилю, но являются изобретением ювелиров конца 19 века , так как в древности такое ожерелье никогда не было бы создано.

Ожерелье 330 г. до н.э.-300 г. до н.э., Древняя Греция. Это ожерелье было отремонтировано Алессандро Кастеллани в 1860-х или 1870-х годах.Британский музей

Алессандро Кастеллани, ожерелье выполнено в эллинистическом стиле

Материалы становятся необычными: от маленьких раковин до когтей тигра, например: это было следствием развитием туризма и людей, путешествующих и приобретающих сувенирные украшения в экзотических местах и ​​привозящих их обратно в Европу.

 

1880-е годы

Ювелирное дело возвращается к более традиционным материалам, в основном к бриллиантам, как прямое следствие открытия в 1867-68 гг. новых рудников в Южной Африке.  Ожерелья носят в большом количестве, и есть возвращение колье. Однако колье никогда не носят отдельно, а всегда вместе с другим ожерельем под ним.

 

Довольно часто ожерелья трансформируются, и их можно носить либо у основания шеи, под чокером, либо как тиару через оправу. История гласит, что эта тенденция началась с Александры, принцессы Уэльской, которая установила эту моду, чтобы скрыть шрам, который был у нее на шее.

 

Конец 19-го и начало 20 века

Чокеры, в основном инкрустированные бриллиантами, продолжают носить и в начале 20 века вместе с множеством других ожерелий. Отличие заключается в том, что в 1880-х годах бриллианты закрепрялись в серебро и золото, а в 20 веке бриллианты оправляются в платину, что позволяет ювелирам создавать легкие и ажурные ожерелья.

 

Кроме того, колье представляют собой один из типичных мотивов, которые делают их такими узнаваемыми: мотив гирлянды, который определяет период, известный сегодня в книгах по истории ювелирного искусства как "стиль гирлянды".

 

1920-е годы

В 1920-х годах чокеры заменяются длинными ожерельями, которые становятся обязательным украшением, поскольку они подчеркивают вертикальную линию платья 1920-х годов, которое требует длинных ожерелий. Иногда некоторые редкие экземпляры также имеют экзотические мотивы. Это период очередной египтомании, особенно после сенсационного открытия в ноябре 1922 года гробницы Тутанхамона.

 

1930-е годы

Бриллиантовое ожерелье Boucheron периода ар-деко, 1930-е гг.

В 1930-е годы ожерелье снова становится коротким и носится у основания шеи. Ожерелья этого периода характеризуются геометрическими мотивами и очень драгоценны, с большим количеством бриллиантов. Характерной особенностью ожерелий 1930-х годов является то, что они трансформируемые, со съемными частями, которые можно носить как клипсы для платья, клипсы для ушей и даже как тиару.

 

1940-е годы

В 1940-х годах изменения в производстве ожерелий связаны с используемым материалом: желтое золото. 1940-е годы - десятилетие Второй мировой войны, и материалов мало. Платина реквизируется для военной промышленности, а поставка драгоценных камней прерывается. Эти «драгоценности войны» по-прежнему представляют собой фантастические предметы, но по сравнению с теми, что были в 1930-х годах, они по своей сути менее ценны.

 

1950-е годы

После Второй мировой войны роскошь возвращается, с нею - мода на дорогие бриллиантовые ожерелья и колье. Ожерелья 1950-х годов имеют плавный дизайн, для них характерны асимметричные мотивы и часто бриллиантовые багеты, установленные в швеллерной оправе, которые заканчиваются каскадом бриллиантов фантазийной огранки.

Ширли Темпл в колье от Гарри Уинстона

Софи Лорен

Для менее формальных образов в 1950-х годах по-прежнему модным вариантом остается золото. В 1950-х ювелиры начинают конкурировать с миром высокой моды, пытаясь создавать украшения, которые кажутся сделанными из драгоценной ткани. Ношение этих золотых украшений похоже на кружево или шарф из золотой сетки на шее. Знаковым украшением этого периода является колье Zip от Van Cleeef & Arpels, созданное для герцогини Виндзорской. Благодаря функционирующей молнии украшение превращается в браслет и с тех пор считается одним из визитных карточек Дома.

 

1960-е

1960-е — время мини-юбок. Это период нарушений, когда каждый в каждой области пытался нарушить правила прошлого и быть инновационным. В ювелирных украшениях по-прежнему используются традиционные материалы, но нетрадиционный дизайн.

Текстура золота становится шероховатой, драгоценные камни не огранены или гранятся так, чтобы создать видимость натурального камня. Это придает драгоценностям очень органичный вид. Даже те дизайнеры, которые выбирают более традиционные материалы, передают в своих творениях  абстрактный дизайн, грубость, типичную для 1960-х годов, в нарушение ювелирных традиций.

 

1970-е

В 1970-х годах в моде появились макси и деконструированные образы с сильными отсылками к этнической принадлежности. Все это отражено в украшениях того периода, с ожерельями, которые снова превращаются в сотуар, представляя этнические элементы, такие как кисточка, относящаяся к индийской культуре, или Будда, восходящий к Азии, вместе с драгоценные камни яркой окраски. Ожерелье сотуар стало обычным явлением как в 1920-х, так и в 1970-х годах, с той разницей, что в 1970-х бриллианты и / или цветные камни были оправлены в желтое золото, а не в белое золото или платину.

 

1980-е

Это десятилетие характеризуется еще одним огромным изменением в моде: от макси, этнического деконструктивизма 1970-х годов, к более жестким и очень скроенным платьям.

Для этого нужны ожерелья, очень структурированные и красочные воротники - чокеры. Очевидные лидеры в этом сегментем  — Bulgari и Marina B.

Идея состояла в том, что женщина должна быть смелой,  дерзкой, но в то же время непринужденной. И потому зачастую повседневные образы дополнялись очень дорогими драгоценностями.

 

Колье Marina B. — фирменное украшение итальянского дизайнера. Центральный рубиновый кабошон весом 15 карат. Марина Булгари, дочь Константино Булгари и внучка Сотирио Булгари, в юном возрасте проявила талант к дизайну украшений, живя между Римом и Грецией. После смерти отца Марина несколько лет руководила и занималась дизайном для Bvlgari вместе со своими двоюродными братьями. В 1978 году Марина рассталась с Bvlgari и основала собственную ювелирную компанию, назвав ее просто «Marina B». Как и ожидалось, многие из собственных дизайнов Марины Б поразительно напоминают те, которые она создала для Bvlgari, с использованием смелого графического дизайна, ярких цветов и яркого желтого золота. 

 

1990-е 

Каждый период в истории является реакцией на то, что было раньше. 1990-е реагируют на смелость 1980-х определенной сдержанностью и минимализмом. Минимализм становится ключевым словом периода. Драгоценности становятся почти невидимыми, едва заметными – например, ожерелья с одним маленьким бриллиантом на нейлоновой нитке.

Заглядывая в будущее: интересно наблюдать, как изменилась форма ожерелья, в основном в результате изменений в моде. Что ждет нас в будущем, еще предстоит установить, но очевидно, что развитие ожерелий и драгоценностей в целом будет столь же захватывающим и интересным, как и последние 72 000 лет.

 

Источник: gemgeneve
Читайте также
Подписка на e-mail рассылку Русского Ювелира
Узнавайте первыми о новинках, специальных мероприятиях, скидках и многом другом